Государственный русский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова
"Без культуры - нет нации"
Ахмат Абдулхамидович Кадыров
В конце сороковых театр переживал творческий кризис, потеряв интерес к себе со стороны зрителя, и решением местного правительства театр был расформирован. Но город, для которого театр стал его неотъемлемой частью, не мыслил себя без театрального искусства. В 1950 году народному артисты УССР и заслуженному артисту РСФСР Георгию Николаевичу Полежаеву было предложено сформировать новую труппу.
Так 20 августа 1950 г. был сформирован новый состав труппы Грозненского русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова:
Из Иркутска были приглашены заслуженный артист Узбекской ССР А. П. Розанцев и заслуженная артистка Киргизской ССР Н. М. Тайц, из Еревана – Л. А. Калюжная и С. М. Милицын, из театров Советской армии – В. Г. Баранова и М. Б. Зацепин, а из Театра Черноморского флота – В. Н. Оглоблин. Л. М. Шерман приехал из Минского русского театра им. М. Горького, М. Б. Раздолин – из Кургана, Е. З. Верова и В. Н. Андрианову позвали из Брянска. Е. И. Красницкий прибыл из Киева, заслуженный артист КАССР Н. Г. Гнедич и Н. С. Бауэр‑Гнедич – из Костромы, Б. И. Ступин – из Курска. Труппу пополнили выпускники Ленинградского театрального института: М. А. Райкин и Г. М. Щербик (курс профессора, народного артиста СССР Л. С. Вивьена), А. И. Игнатова, Л. Н. Мартынов, Е. Н. Чернецкий (мастерская народного артиста СССР Ю. М. Юрьева и Б. Е Жуковского)
Из прежних артистов грозненского театра остались М. М. Асенкова, А. И. Неверов, К. П. Есин‑Нароков, Д. Г. Лимарев и Т. А. Гронская.
Вскоре в театр пришли Пётр Басов и Тамара Барбашова, а из Ярославля приехал Константин Лисицын – единственный артист, удостоенный звания Героя Советского Союза.
Умение правильно расставить актерские силы и распределить роли принесло возрожденному Полежаевым театру успех в деле возвращения зрительских симпатий. Снова стало трудно попасть на спектакли, а некоторые из них пересматривались людьми по нескольку раз. Полежаев поставил «Егора Булычова и других» М. Горького и сам сыграл заглавную роль. Играл он и в других своих спектаклях: «Беспокойной старости» Л. Рахманова и в «Ревизоре» Н. В. Гоголя – Хлестакова. Параллельно режиссёр доверил свою коронную роль молодому артисту Л. Г. Шерману. Это были две разных, но очень интересных трактовки образа. Кроме постановок классического репертуара Г. Н. Полежаев ставил «Кандидата партии» А. Крона, «В середине века» Л. Шейнина, «Шелковое сюзанэ» А. Каххара. Наряду с Полежаевым режиссурой занимались Н. Г. Гнедич, В. Г. Баранова, Н. М. Тайц и А. П. Розанцев.
Для Грозненского русского театра им. М. Ю. Лермонтова наступила счастливая пора, правда всего на четыре года, – время замечательного режиссёра Георгия Николаевича Полежаева.
Особенно хочется остановиться на постановке «Талантов и поклонников» А. Н. Островского (режиссеры Г. Н. Полежаев и В. Г. Баранова). Роль актрисы Александры Николаевны Негиной – артистки природной и разнообразной (не зря драматург дал ей собственные имя и отчество) была отдана Валентине Барановой. Баранова играла актрису, ради профессии готовую на всё, нет, не как Смельская (Н. М. Тайц), а даже и пожертвовать личным счастьем ради театра. Любящим студентом играл Л. Г. Шерман своего Петю Мелузова. Совсем иная любовь была у Домны Пантелеевны (Т. А. Барбашова) к дочери. Сцена между Домной Пантелеевной и Великатовым (А. Н. Неверов) была одной из ключевых в спектакле. Человека, всю жизнь влюбленного в театр – антрепренера, актера, скромного суфлёра, – Мартына Прокофьевича Нарокова сыграл сам Георгий Николаевич Полежаев. Именно он и стал камертоном этого спектакля о театре. Пресса отмечала, что все исполнители были хороши: К. П. Есин‑Нароков (князь Дулебов), П. Д. Басов (Бакин), Е. З. Веров (Мигаев), А.А. Чернущенко (Ераст Громилов), Л. Н. Мартынов (Вася).
За два сезона выпускники Ленинградского института, успешно стартовавшие на профессиональной сцене, ярко заявили о себе: «Егор Булычов и другие» – Л. Н. Мартынов (Мокроусов), Е. Н. Чернецкий (Тятин), Г. М. Щербик (Антонина); «В сиреневом саду» – Мартынов (Ланге), М. А. Райкин (Райт), А. И. Игнатова (Елена);. «Аттестат зрелости» – Мартынов (Ваня), Райкин (Витя и Кузнецов), Игнатова (Тамара), Чернецкий (Костров); «Её друзья» – Щербик (Людмила Шарова), Чернецкий (Александр Леонтьевич); «Женихи» – Райкин (Сауджен), Чернецкий (Салам); «Угрюм‑река» – Райкин (Краев, Член суда), Чернецкий (Генерал‑губернатор); «Овод» – Черецкий (Мартини), Щербик (Эмма и синьора Грассини)…
Сам Полежаев много и интересно играл в спектаклях: кроме «Талантов и поклонников», в очередь с молодым Львом Шерманом, Хлестакова в «Ревизоре», заглавного героя пьесы М. Горького «Егор Булычов и другие».
В 1952 году в грозненский театр приехал Арсений Григорьевич Ридаль. Для него театр был всепоглощающей страстью и смыслом жизни. Он закончил консерваторию в Брюсселе по классу дирижирования, а в свободное от занятий время учился режиссуре у крупнейшего немецкого реформатора сцены Макса Рейнгарта. Ридаль любил и умел заниматься с молодыми артистами, с которыми ему было интересно. За десять лет работы в грозненском театре Арсений Ридаль поставил следующие спектакли: «Завтра будет нашим» К. Мюфке, «Не называя фамилий» В. Минко, «В сиреневом саду» и «Любовь, директор и квартира» Ц. Солодаря, «В добрый час!» и «Неравный бой» В. Розова, «Улица трех соловьев» Л. Добричанина, «Если в сердце весна» А. Козина, «Двадцать лет спустя» М. Светлова, «Стряпуха» А. Софронова, «Хитроумная влюбленная» Ф. Лопе де Вега, «Отелло» В. Шекспира, «Крошка Доррит» Ч. Диккенса, «Пигмалион» Б. Шоу, «Доктор» Б. Нушича, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Лиса и виноград» Г. Фигейреду, «Свадьба Фигаро» П. Бомарше, «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки, «Иванов» А.П. Чехова, «Три товарища» Э. Ремарка… В его спектаклях всецело раскрылся талант многих грозненских артистов: Валентины Плужниковой, Людмилы Вальднер, Евгения Красницкого, Петра Басова, Маргариты Кирилловой, Марии Асенковой, Марии Чарской.
В новом сезоне 1952–53 годов из Махачкалы приехали два молодых актёра – Римма Быкова и Иннокентий Смоктуновский, а также только что окончившие Ленинградский театральный институт Майя Забулис и Борис Самошин. Кроме массовых сцен и срочных вводов, сделанных с одной репетиции, а порой и без них, молодые артисты стали получать роли. Иннокентий Смоктуновский вынужден был ночевать в кабинете главного режиссёра, так как ни общежития, ни комнаты, ни квартиры он в Грозном не имел. Через несколько месяцев актёр уехал в Сталинград. Зато сегодня с гордостью можно говорить, что в Грозненском русском драматическом театра им. М. Ю. Лермонтова работал Смоктуновский. Это имя станет популярным, а потом и известным всему миру через шесть лет, когда он сыграет у Георгия Александровича Товстоногова в Ленинградском БДТ им. М. Горького князя Мышкина в «Идиоте». А тогда из Грозного уехал просто артист, который был не устроен и принял участие в нескольких спектаклях, о чём не осталось никаких свидетельств, кроме воспоминаний артиста Евгения Красницкого и легенд, всегда бытующих в театре.
Судьба Риммы Быковой, в то время уже сыгравшей много ролей в театрах страны, была куда удачнее. Она участвовала в постановке В. Н. Ильиной «Девицы‑красавицы» А. Симукова, в роли главной героини Клавы Огоньковой, а Майя Забулис – Нюры Зюзиной. В «Королевства кривых зеркал» В. Губарева и А. Успенского обе сыграли: Быкова – Олю, а Забулис – Яло. Заметными стали в исполнении Забулис роли Аси в «Опасном спутнике» А. Салынского и Вали в «Не называя фамилий». Анютка в «Милочке» и Настя в «Иване Рыбакове» – тоже роли Забулис грозненской поры. Борис Самошин также играл много и интересно. Среди удач артиста Бар в «Королевстве кривых зеркал»; один из главных героев спектакля «Завтра будет нашим», созданного по мотивам повести П. Абрамса «Тропою грома», и Кирилл Владимирович в «Порт‑Артуре», стоит назвать и роль Родриго в «Отелло».
Судьба Людмилы Вальднер интересна во всём. Во время Великой Отечественной войны её приняли в студию московского Камерного театра под руководством Александра Таирова. Казалось, чего ещё можно желать, но она поступила в ГИТИС, после окончания которого снова возвратилась в Камерный театр, где служила вплоть до его закрытия. Затем были театры Калинина и Иркутска, где она занимала ведущее положение. И вот приглашение в Грозный. Почти на десятилетие Вальднер сделалась ведущей артисткой русского театра. На неё ставили спектакли, режиссёры любили с ней работать: ей был подвластен любой репертуар. Это стало временем, которое смело можно назвать вальднеровским. Поэма в «Не называя фамилий» В. Минко, Дездемона в «Отелло» В. Шекспира в постановке А. Г. Ридаля; Маша в чеховской «Чайке», которую она играла в очередь с Маргаритой Кирилловой. И совсем иная, яркая в своих проявлениях Мадлен – а на самом деле Матрёна Зубрик в эксцентричной комедии Ц. Солодоря «В сиреневом саду». Катарина в «Анджело» В. Гюго. И роли, роли, роли – которым не было числа… Наверное, самыми значительными в грозненском драмтеатре были Элиза Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу, Дездемона в «Отелло» Шекспира, Ноэми в драме М. Лермонтова «Испанцы» и Сарра в «Иванове» А. Чехова. Порой, как бы уходя на второй план, актриса всегда оставалась центром спектакля. В Сарре для неё был важен не страх героини, а предательство Иванова. Сцены с Г. А. Гладких в заглавной роли и Шабельским – Е. И. Красницким стали центральными в спектакле. Артистка умела и любила играть не сюжет, а тему.
Однако было бы несправедливо утверждать, что Людмила Вальднер была единственной артисткой театра в Грозном, на которую ставились спектакли.
Если говорить о женской части труппы, то интересно играли Маргарита Кириллова – Бьянку в «Отелло», Настю в «Иван Рыбаков»; Мария Асенкова – Аркадину в «Чайке» и Эмилию в «Отелло»; Мария Чарская – Катю в «История одной любви», Ольгу Васильевну в «Милочке», донну Марию в «Испанцах».
В те годы сформировался талант молодой Любови Стрельниковой. Её Бьянка в «Отелло», Кони в «Краже», Лидочка в «Свадьбе Кречинского» и Фэнни в «Крошке Доррит» стали значительными ролями. Валентина Баранова (кстати, она достаточно много и интересно ставила как режиссёр) сыграла артистку Ирину Николаевну Аркадину в ею же поставленной «Чайке» и Тизбе в «Анджело». Нина Тайц, тоже много игравшая и ставившая спектакли на грозненской сцене, исполняла роли: Ольга Васильевна в «Милочке» (режиссер Тайц), Вера Николаевна в «Её друзьях», Софья в «Последних», Анна Андреевна в «Ревизоре». Среди заметных постановок Нины Мироновны Тайц – «Кража» Д. Лондона, «Последние» М. Горького, «Возвращение» В. Кузьмичёва.
Не менее сильной была и мужская часть грозненской труппы того времени. Правильно сфрормированная Г. Н. Полежаевым, она могла решать любые поставленные перед ней задачи. Основная репертуарная нагрузка легла на плечи А. П. Розанцева (Антоний Старкуэтор «Кража», Иванов «Возвращение», Хлебников «Персональное дело»), П. Д. Басова (Говард Нокс «Кража», Мохов «Возвращение», Фёдор Лагутин «Мать своих детей», Маруччо в поставленном им же «Человеке и волке») и молодого Е. И. Красницкого (Треплев «Чайка», Яша «Весна в Москве», Гвоздев «Настоящий человек», Тристан в «Собаке на сене»). О каждом из этих актёров стоит написать отдельную главу. Судьба Евгения Красницкого на четверть века была неразрывно связана с грозненской сценой. Красницкий в те годы – молодой герой театра, который любит смешить, разыгрывать артистов, участвовать во всевозможных капустниках и праздниках.
Галина Щербик сразу заняла серьёзное положение молодой героини в репертуаре театра той поры. Щербик сыграла заглавную героиню пьесы М. Шаронова «Милочка» и Нину Заречную в «Чайке». В её репертуаре: Джемма в «Оводе», Лиза в «Дворянском гнезде», Людмила в «Её друзьях», Анна в «Семье», главная героиня «Весны в Москве», Куинсан в «Порт Артуре», Грэхем Джейн в «Тридцати сребрениках», Констанция в «Комедии ошибок». И это всего за четыре сезона пребывания Щербик в Грозном. Потом артистка уехала в Даугавпилс, работала в русском театре, когда театр закрыли, стала вести кружок самодеятельности. Но состоялась Щербик как настоящая актриса на сцене Грозненского русского театра,
Яркой характерной артисткой на роли матерей была Любовь Калюжная. За несколько лет работы в Грозном она сыграла Людмилу Леонтьеву в «Кандидате партии», горничную Глафиру в «Егоре Булычове и других», Марию Александровну Ульянову в «Семье», Пестову в «Дворянском гнезде» и Анфису Козыреву в «Угрюм‑реке».
В театр ходили, спектакли смотрели и свидетельством этого является обычный отчёт за сезон: «Овод» (41 раз), «Хитроумная влюбленная» (57 раз), тогда как «Семья», «Не называя фамилий», «Егор Булычов и другие», «Таланты и поклонники», «Последние» все вместе – 49 раз!
На 1954 год был намечен следующий репертуар: «Отелло» В. Шекспира, «Милочка», «Сильные духом» Медведева и Гребнева, «Сердце не камень» А.Н. Островского, «Огненный мост» Б. Ромашова, «Стакан воды» Э. Скриба и две новых современных пьесы на колхозную тему.
В театре началась «мышиная возня», как это порой бывает, появились недовольные театральной политикой Полежаева, пошли письма и собрания. Г. Н. Полежаев и В. Г. Баранова были вынуждены уйти из театра, возрожденного ими четыре года тому назад.
С 18 июня по 31 июля 1955 года театр им. Лермонтова гастролировал в г. Херсоне. Гастрольный репертуар был таким: «Мать своих детей» А. Афиногенова (прошел 7 раз), «Возвращение» Кузьменкова (15 раз), «История одной любви» К. Симонова (14 раз), «Иван Рыбаков» В. Гусева (10 раз), «Милочка» (3 раза), «В сиреневом саду» Ц. Солодоря (9 раз), «Испанцы» М. Лермонтова (12 раз), «Кража» Д. Лондона (9 раз), «Хитроумная влюбленная» Ф. Лопе де Вега (3 раза). Всего театр показал 82 спектакля, из них на стационаре 49, а 33 на выездах.
В новом сезоне появилась группа молодых артистов, закончивших столичные ВУЗы. Из Москвы – Леонид Броневой и Наталья Каташёва, окончившие Школу‑студию МХАТ; Валентина Блинова, Алла Радзинская и Борис Второв из ВТУ им. Б. В. Щукина. Броневой приехал уже сложившимся актером, за плечами которого, ещё до окончания Школы‑студии, была работа в Оренбурге. Ридаль занял Броневого (Андрей), Каташеву (Галя Давыдова) и Радзинскую (Маша Полякова) в пьесе В. Розова «В добрый час!». Судьба и в этом театре, и в дальнейшем для этих четверых сложилась по‑разному. Леонид Броневой сыграл Алексея Мересьева в «Настоящем человеке». Легендарный герой Бориса Полевого в исполнении Броневого стал подлинным героем не только спектакля, но и города. Спектакль, поставленный В. М. Тихановичем, стал событием. Его смотрели школьники, нефтяники, студенты, записывались заранее, чтобы приобрести билеты. Кроме Броневого в нём играли А. П. Розанцев (Степан Иванович), В. Н. Оглоблин (Стручков), М. Я. Кириллова (Клавдия Михайловна) М. К. Чарская (Варя), А. В. Радзинская (Аня), Н. С. Каташёва (Зиночка) и М. И. Сагайдачный небольшую роль доктора.
Перед 1956 новым годом состоялась премьера комедии Ф. Лопе де Вега «Собака на сене». И снова успех! Режиссёрская работа Н. М. Тайц не только принесла новый успех спектаклю, но и дала возможность проявиться М. И. Сагайдачному (Камило), В. М. Блиновой (девушка), В. Н. Оглоблину (граф Федерико), Л. Н. Лебедевой (Марсела), М. К. Чарской (Анарда), а также любимцам грозненской публики Е. И. Красницкому в роли Тристана, Л. С. Броневому в роли Теодоро и исполнительницам главной роли Дианы – опытной артистке М. Я. Кирилловой и начинающей Н. С. Каташёвой. Так закончился 1955 год..
Бывшие московские студенты знаменитой «Щуки» – Радзинская, Блинова и Второв тоже не были обделены ролями. Алла Радзинская – дочь популярной в то время писательницы и драматурга Л. Гераскиной, чья пьеса «Аттестат зрелости» с успехом шла на грозненской сцене, жена никому тогда не известного Эдварда Радзинского, – в спектакле Арсения Григорьевича Ридаля «В добрый час!» сыграла Машу Полякову, в прошлом пианистку, сломавшую палец и потому отказавшуюся от рояля… Потом были Быкова в «Персональном деле» А. Штейна, Оля в «Настоящем человеке» и яркая роль Антонии в пьесе А. Гиммера «Человек и волк», которую поставил артист и режиссёр театра П. Д. Басов. Однокурсница Радзинской – Валентина Блинова сначала сыграла крошечную роль девушки в «Собаке на сене», а на следующий день – Анну Николаевну в пьесе В. Коростелева и М. Львовского «Димка‑невидимка». Это был режиссёрский дебют двух молодых артистов театра – Леонида Броневого и Евгения Красницкого. Вскоре в том же спектакле Блинова сыграла ещё и девочку Галю. Потом была Верочка – героиня спектакля «Несчастный случай». Именно здесь, в театре, Леонид Броневой и Валентина Блинова полюбили друг друга. Здесь поженились. Потом вместе уехали в Иркутск. Но это будет чуть позже, а у Броневого в Грозном была ещё роль Сталина в пьесе Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты». Эту историю расскажет сам исполнитель роли «великого кормчего».
«Вы знаете, что такое для актера молчание зрителей при его выходе на сцену, если до этого зал просто взрывался аплодисментами?! Помню, на первых спектаклях мне казалось, что пушки стреляют (в театре были деревянные сиденья, и оттого, что все резко вставали, стоял ужасный грохот). Такие овации! Бо‑оже мой… И вдруг на одном спектакле – тишина. Абсолютная. Конечно, с меня пот градом. Пробормотал, помню, что‑то и ушёл. Лег за кулисами. Что произошло? Первая мысль была: наверное, у меня расстегнулась ширинка. Всё. Это расстрел. Смотрю – нет, всё нормально. И грим в порядке. Подошел Тиханович – главный режиссёр. Я говорю: «Что же это такое я сделал сегодня?» – «Да ничего ты не сделал! Там просто КГБ сидит – они получили закрытое письмо, разоблачающее Сталина (речь идет о событиях февраля 1956 года, связанных с выступлением Н. Хрущева на XX съезде партии. – Ф. Р.). Это был целевой спектакль, вот никто и не хлопал при твоем выходе». – «Предупреждать же надо! Меня чуть удар не хватил». Тиханович удивился: «Ну не всех же предупреждать. Ты ведь тем более беспартийный». – «Постойте… А как же наша Сталинская премия?» – «Все, тю‑тю наша премия. Накрылась!» Я спрашиваю: «И как теперь мне играть послезавтра?» – «Так и играть! Только никаких усов». А Добротину, который Ленина играл, сказал: «А вы скажите, что просите зайти к себе не товарища Сталина, а референта». Так я и играл – с тем же текстом, но уже референта, немножко подхалимничая».
В Грозном было много интересных всевозможных кружков, среди которых выделялись кружок художественного слова и драматический. В середине сороковых в подобный ходил Вадим Кучеровский. Его заметили и пригласили в местный ТЮЗ, где он сыграл несколько ролей, пока не уехал учиться в Москву. Окончив Школу‑студию МХАТ, Кучеровский был долгие годы ведущим артистом сначала Театра им. Моссовета, а затем им. Н. В. Гоголя. В пятидесятые в драматических студия города участвовали Валерий Губин – будущий директор, актер, завлит Театра им. Лермонтова, а потом директор московского Театрального музея им. Бахрушина. Зиночка Вакуленко была постоянной участницей многих спектаклей так же, как и Таня Крикливцева. С ними в программах участвовала Валя Полунина. Я говорю лишь о тех кружковцах, кто впоследствии стал артистами.
В середине пятидесятых в афишах театра появилось имя Л. В. Картамышевой. На сцене русского театра состоялся её дебют. Уроженка Грозного, Лида очень любила театр, участвовала в самодеятельности и была приглашена во вспомогательный состав. Здесь она сразу же смогла показать свои незаурядные актёрские возможности и вскоре стала играть большие роли: Настя в «Иване Рыбакове», Эмми в «Крошке Доррит», мальчик Марат в «Матери своих детей» и в очередь со своим кумиром Людмилой Вальднер – Ноэми в «Испанцах». Проработав два сезона, Картамышева поступила в ВТУ им. Б. В. Щукина, окончив его, стала ведущей артисткой Московского драматического театра им. К. С. Станиславкого Лидией Савченко, получила звание заслуженной артистки РСФСР, интересно работала у Екатерины Еланской в Московском драматическом театре «Сфера» и у Олега Меньшикова. А руководили драматическими студиями Грозного В. С. Пастон и И. Л. Балкасадский, которые раньше сами работали в Русском театре им. Лермонтова.
В 1957 году в театр приходит новый главный режиссёр – А. А. Алексеев. Вместе с собой он привез из Театра Балтийского флота, которым руководил, три ярких актерских личности: Людмилу Борскую – собственную жену, колоритнейшую артистку Нину Чипиженко и заслуженного артиста Латвийской ССР Георгия Гладких – выпускника ВТУ им. Б. В. Щукина, однокурсника Юлии Борисовой, одного из лидеров курса, а потом и театров, где служил. В жизни грозненского театра начался новый этап.
«Гостиница «Астория» А. Штейна, «Когда цветёт акация», «Опасная профессия» В. Соловьева, «Чудесный сплав» В. Киршона, «В поисках радости» В. Розова, «Вечный источник» Д. Зорина, «Почему улыбались звезды» А. Корнейчука; две классические постановки – «Бесприданница» А. Н. Островского и «Слуга двух господ» К. Гольдони, а также пьеса местного автора Е. Ксендзова «Грозные дни». Это всё, что за три года поставил Алексей Алексеев. Казалось бы, просто перечисленные названия спектаклей – а за каждым своя история.
Пожалуй, самым интересным образом «Гостиницы «Астория»» (постановка А.А. Алексеева) стал Коновалов в исполнении П. Д. Басова. Это был сдержанный, умный и теплый человек. Басов сумел показать масштабность личности своего героя. Яркими были в ролях Екатерины Михайловны – бывшей жены Коновалова, предавшей его, – Л, Б. Борская и разведчицы Линды – Л. Н. Вальднер, за внешней развязностью которой виделась душевно цельная натура глубокого человека. Запомнились и небольшие роли: шофер Маруся Голубь (Л. Н. Лебедева и О. С. Виноградова), Люба – коридорная в гостинице (В. И. Плужникова и Л. Н. Лебедева).
Шла на грозненской сцене и «Интервенция» Л. Славина. Пьеса, которую Ридаль уже ставил, заинтересовала его вновь. Труппа была готова играть сложную пьесу, которую советские власти не очень‑то жаловали. Если вспомнить, то и фильм Геннадия Полоки с Владимиром Высоцким, Ольгой Аросевой, Ефимом Копеляном, как я уже говорил, не одно десятилетие пролежал на полке. На сей раз, кроме чётко проработанных с артистами ролей, Арсений Григорьевич сам сыграл небольшую роль Аптекаря – и сделал это очень ярко. Его актёрское дарование долго оставалось в тени режиссуры – его основной профессии. В «Интервенции» эти два таланта соединились. Эта постановка «Интервенции» Л. Славина стала классикой. Когда‑то в далёкие тридцатые он ставил пьесу Славина в Баку, где она стала событием. Теперь же он вернул её Грозному. Надо напомнить, что пьеса в тридцатые годы шла в грозненском театре и имела успех. Пётр Басов (Бродский), Маргарита Кириллова и Валентина Плужникова (Жанна Барбье), Нина Чипиженко (Орловская), Мария Асенкова (Мадам Ксидиас), Евгений Красницкий (Женя Ксидиас), Георгий Гладких (Селестен), Людмила Вальднер (Мария Токарчук), Анатолий Поздоровкин (Степиков) и сам Ридаль. Постоянные астматические приступы не позволили Ридалю больше работать в театре, и он вышел на пенсию.
В октябре 1959 года Николай Децик выпустил спектакль «Гамлет». Пятью годами раньше премьера пьесы В. Шекспира состоялась в Московском театре драмы (впоследствии им. Вл. Маяковского), куда Николай Павлович Охлопков вернул «запрещённого» автора и его пьесу. В Москве заглавного героя играли сначала Евгений Самойлов, а потом начинающий артист Михаил Козаков. Эта пьеса могла быть поставлена лишь в том случае, если в труппе имелся исполнитель главной роли. В Грозном таким артистом был Георгий Гладких. Именно на него режиссёр поставил трагедию Шекспира. Игра Гладких конечно же во многом определила успех всего спектакля, но конечно же в паре с самим Дециком. Децик, тяготевший к романтическому театру, до мелочей разработал мизансцены, подчинив их общему замыслу постановки и своей трактовке заглавного героя. Для таланта Георгия Гладких никаких недоступных амплуа не существовало. Не менее интересными были исполнители женских ролей – Гертруды и Офелии – Нина Тайц и Валентина Плужникова. Спектакль играли часто. Зритель любил смотреть эту драму в стихах. Потом в спектакль ввелись новые исполнители. Тайц заменили Тамара Кулагина и Плужникова, которую в роли Офелии сменили Зинаида Вакуленко и Тамара Малухина.
Арсений Григорьевич Ридаль поставил пьесу Х. Вуйолийоки «Каменное гнездо». Это своего рода финский вариант «Вассы Железновой». И снова ряд актёрских удач: Н. М. Тайц (Старая хозяйка Нискавуори), В. И. Левицкий (Аарне, её сын), Л. Н. Вальднер (Марта, его жена), В. И. Плужникова (Илона). История одной семьи, где всё подчинено рассудку и деньгам, как это было, ещё когда Старая хозяйка Нискавуори была молодой девушкой и входила в семью Нискавуори. Теперь она сама стала главой этого клана, где правили женщины. В её доме появляется молодая учительница Илона. Аарне в неё влюбляется, она отвечает ему взаимностью. Но устои местечка Нискавуори и его жители не принимают такого поворота событий. Они должны жить с теми людьми и по тем меркам, которые им даны предками. В начале Старая хозяйка Нискавуори видела в Илоне своего врага: увлечённый учительницей, её сын был готов порвать отношения со своей законной женой, начав новую жизнь. От сцены к сцене Нина Мироновна Тайц в роли Старой хозяйки Нискавуори играла сложный, мучительный процесс понимания и возрождения её самой как женщины. От неприятия до сочувствия: «Девчонка сдвинула какой‑то один камень в Нискавуори, и всё рухнуло… полетело в пропасть». Валентина Плужникова была достойной партнёршей Тайц. Её героиня, внешне лирическая, спокойная и нежная, как тайфун рушила устои «каменного гнезда».
Помимо главных ролей, в спектакле была череда ярких актёрских типов‑зарисовок в исполнении Т. Е. Кулагиной (Пасторша), И. Я. Новиковой и М. Я. Кирилловой (хозяева Никкиля), М. К. Чарской и Л. Б. Борской (Сандра Марьянен), Н. Ф. Чипиженко (хозяйка Марттила).
Разговор о человеческом достоинстве шёл в постановке Н. М. Тайц «Одна» С. Алёшина (1957 г.). Главную героиню спектакля Платонову играла М. Я. Кириллова – актриса огромного творческого диапазона и яркого темперамента. Кириллова показывала женщину большого человеческого достоинства, современный характер. В небольшой роли Маргариты, случайной знакомой Вари, ироничной и всепонимающей, выступила М. К. Чарская. Актриса играла одинокую женщину с затаенной болью. Именно она смогла дать совет Варе. В роли молодой героини пьесы предстала актриса И. П. Павлова. Она на протяжении всего спектакля испытывала тревогу за право на своё счастье… Будучи сама замечательной актрисой, Нина Мироновна Тайц не только проработала роли этих героинь, но и обеспечила актерские удачи спектакля: М. М. Асенковой в роли бабы Веры, Платонова в исполнении В. Полищука, Л. Н. Лебедевой и Р. В. Третьяковой, сыгравших Лизу и Нину, А. И. Фомина в роли Нефедова.
Артисты пятидесятых! На них хотели быть похожими, с ними здоровались на улицах Грозного, как со старыми знакомыми, подражали их манерам и одежде.
Первой артисткой театра пятидесятых годов, как я уже писал, стала Людмила Вальднер. На грозненской сцене в «Иванове» произошло точное понимание образа актрисой, с потрясающими качествами – нежностью и всепрощением. А до того были роли в «Краже», «Испанцах», «Анджело»… И конечно же – Элиза Дулитл в «Пигмалионе». Вот где драматическое дарование Вальднер умело сочеталось к яркостью и «вульгарностью» её героини в начале спектакля и с тонкой и изящной манерой игры в последнем акте пьесы Бернарда Шоу. Грозненский период для Людмилы Николаевны Вальднер стал самым ярким в её актёрской жизни. Здесь кроме Кати в «Повести о спасенной любви», Анны Вальтер в «Последней остановке» актриса сыграла Машу в «Чайке», леди Мильфорд в «Коварстве и любви» и Дездемону в «Отелло».
Петр Басов пришёл в театр состоявшимся артистом, но и здесь им были созданы Рыбаков в «Кремлёвских курантах», Хиггинс в «Пигмалионе», Нелькин в «Свадьбе Кречинского», Зайцев в «Дне отдыха», который он сам и поставил так же, как и «Человека и волка». Умение играть разнообразный, не всегда героический репертуар позволило этому замечательному артисту наряду с ролями в пьесах Б. Шоу и А. В. Сухово‑Кобылина, играть заглавного героя в трагедии В. Шекспира «Отелло» и блистательного бонвивана Паратова в «Бесприданнице» А.Н. Островского. Тут же были и Прохор в «Угрюм‑реке», и Президент – отец Фердинанда – в мещанской трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Огромной широты диапазон репертуара артиста диктовался требованием театра, Это было время, когда театр делал ставку на Басова. Надо сказать, что артиста в городе очень любили и ценили. Его, как и многих других, поджидали у служебного подъезда поклонницы. Высшие чины города ценили Петра Даниловича и постоянно звали на всевозможные приёмы и банкеты. Но, будучи прекрасным семьянином, артист часто отказывался от посещений, ссылаясь на нездоровье жены – Тамары Барбашовой.
В её актерской галерее можно обнаружить целый ряд характерных ролей, среди которых особо выделяются Анфуса Тихоновна в «Волках и овцах», Нюша в «Её друзьях», миссис Пирс в «Пигмалионе», госпожа Спасоевич в «Докторе философии» и, конечно, добрая, хотя и недалекая мать Сашеньки Негиной – Домна Пантелеевна – в «Талантах и поклонниках». Надо сказать, что Барбашова интересно работала над образами. Они часто шли от внешности её героини. И если сейчас взглянуть на её фотографии в спектаклях Грозненского театра, то ни одна из них не будет похожа на другую. Умение работать с внешним обликом помогало артистке ярко присутствовать на сцене, вернее играть, такой разнообразный репертуар. Однако особенной среди её ролей была Сарра в «Испанцах» М. Ю. Лермонтова.
Нина Мироновна Тайц приехала в Грозный вместе с мужем – А. П. Розанцевым. До того были работы во Фрунзе, Челябинске и ряде других городов. Артистка умело сочетала в себе две профессии – актерскую и режиссёрскую. Именно в Грозном она поставила целый ряд спектаклей, среди которых стоит назвать «Зыковых» и «Последних» М. Горького. Умение находить в ролях «изюминку» позволило ей интересно сыграть в них двух Софий. Первая – мать большого семейства, не знающая, что делать с детьми, вернее, как им помочь. Вторая – натура цельная, но несчастливая. Софья – в переводе означает «мудрость». Так вот эту самую мудрость Нина Тайц и играла в своих героинях. Личная жизнь конца пятидесятых не баловала артистку и режиссёра. Брак с Розанцевым распался. Причём Тайц стала хорошей приёмной матерью для сына Розанцева Бориса, который тоже служил на сцене театра. Потом Нина Мироновна была вынуждена оставить театр и вести какие‑то самодеятельные кружки. Но время от времени она всё же ставила спектакли в театре, оказавшемся последним в её жизни. Приехав в Грозный заслуженной артисткой Киргизской ССР, Тайц получила здесь звание заслуженной артистки ЧИАССР.
Алексей Розанцев, приехавший вместе с Тайц из Иркутска, а до того бывший ведущим артистом в Челябинске и Ташкенте, уже имел звание заслуженного артиста Узбекской ССР. Среди героев грозненского периода Розанцева бунтарь Егор Булычов и Коломийцев в «Последних», того же Горького.
Розанцев и Басов первыми в грозненском театре получили звания заслуженных артистов РСФСР. Потом Розанцев уехал из театра, работал в Севастополе и в Омске.
Любовь Калюжная – это целая вселенная женских характеров. Она приехала в Грозный вместе с Серафимом Милицыным из Еревана, а до того они работали в Таллине – оба стояли у истоков организации русского театра в Эстонии. И вот по приглашению Полежаева на целых четыре года, они стали артистами русского театра в Грозном. Калюжная – очень русская актриса с огромным внутренним содержанием. Как ни странно теперь, но самой её значительной ролью стала Мария Александровна Ульянова, мать тогда ещё совсем молодого Володи – в будущем В. И. Ленина, в пьесе И. Попова «Семья». Актриса играла тему материнства. Ульянову на всех сценах страны исполняли ведущие актрисы: в Театре им. Ленинского комсомола – С. В. Гиацинтова, в Кишинёвском русском театре – Н. В. Масальская, которая за эту роль была удостоена звания народной артистки СССР. Калюжная не только не стала «народной», но не получила и «заслуженной». Потом она стала актрисой Рижского русского театра, а позже – Московского театра киноактера; много снималась в кино.
Мария Асенкова (замечательная актерская фамилия – помните Варвару Асенкову?) в «Свадьбе Кречинского» ярко сыграла Анну Антоновну Атуеву, мечтающую о браке Лидочки с Кречинским. Её тётушка и сама очарована Михаилом Васильевичем не меньше племянницы. Артистка играла влюбленность с огромным юмором. Кречинским был Анатолий Неверов – настоящий герой‑любовник, умеющий носить фрак, очаровывать не только зрителей, но и артистов. Но если Неверов был опытным артистом, то более молодой Лев Шерман был приглашен Г. Н. Полежаевым в грозненский театр из Минска на роли героев‑любовников. Всего два сезона проработал Шерман в театре, но сыграл роли, о которых может только мечтать артист. Особенно хочется сказать о Хлестакове в «Ревизоре», причем в очередь с Полежаевым, признанным исполнителем этой роли. Потом в репертуаре Шермана появился романтический Артур в «Оводе», на протяжении спектакля превращавшийся в Ривареса. Именно здесь раскрылся романтический исполнительский дар молодого актера. Затем Шерман уехал в Москву, много и интересно работал в областном театре им. А. Н. Островского, получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Для Марии Чарской Грозный стал последним театральным городом. Города, театры, одиночество… В театр им. Лермонтова она приехала сложившейся актрисой, за плечами которой было много сыгранных ролей. Особняком стояло её исполнение Нины в «Маскараде» М. Лермонтова на сцене Тамбовского театра. Никто не знал, сколько Чарской на самом деле лет, но ей было больше, чем говорила она сама или чем было написано в её документах. В этом тоже сказывалась актриса, не хотевшая стареть. Но таких, как Нина, Чарская в Грозном уже не сыграет. Нет, будут роли, даже и главные, например Катя в пьесе К. Симонова «Повесть о спасенной любви» (в очередь с Вальднер). Яркой работой станет Маргарита в пьесе С. Алешина «Одна», а когда Н. К. Децик поставил «Маскарад», то Мария Константиновна сыграла не Нину, а её служанку – такова актерская судьба. Чарская будет жить одна в театральном общежитии. Но любовь к театру, и к грозненскому особенно, в ней не ослабевала. Даже тогда, когда Чарская оставила сцену, она продолжала следить за творческой жизнью труппы. Уйдя из театра, Чарская не рассталась с искусством, став преподавателем актерского мастерства в грозненском Культпросветучилище. У неё появятся ученики, которые в дальнейшем свяжут свою жизнь с творчеством.
Среди перспективных молодых актрис была Любовь Стрельникова. Она сразу, ещё в сороковые годы, заявила себя как яркая и очень одаренная молодая актриса. Первые её роли были в постановках А. Е. Ларионова, потом была Лидочка Муромская – главная героиня «Свадьбы Кречинского», молодая героиня пьесы А. Галича «Вас вызывает Таймыр!». В Грозном Стрельникова вышла замуж за молодого перспективного артиста Виктора Морозова. Потом оба колесили по театрам страны. Их судьбы разошлись. Он окончил свои дни в Перми, а Любовь Дмитриевна приехала (из‑за состояния здоровья) в Пятигорск, где поступила в труппу местного театра оперетты. Так как она хорошо пела, то много лет прослужила в этом театре. Сейчас Любовь Дмитриевна Стрельникова продолжает жить в Пятигорске. Её сестра Полина Стрельникова работала на грозненском радио. А муж Полины – Виктор Нарцисович Оглоблин – более тридцати лет отдал грозненскому театру. Имя этого актера значилось на афишах театра вплоть до его ухода из жизни. С Грозным были связаны лучшие годы Оглоблина: здесь он стал заслуженный, а потом и народным артистом ЧИАССР, заслуженным и народным РСФСР. Оглоблин долгие годы был председателем парторганизации театра, в нескольких спектаклях сыграл роль В. И. Ленина. Более тридцати лет (пожалуй, это единственный случай в истории грозненского театра) артист играл на грозненской сцене. В Грозном он был и похоронен. Сегодня вряд ли кто сможет отыскать его могилу, как, впрочем, и могилы многих артистов Грозненского русского театра им. М. Ю. Лермонтова.
Особая страница Лермонтовского театра – Евгений Иосифович Красницкий. Он пришёл сюда совсем юным артистом, за плечами которого был Киевский театральный институт, два года работы у К. П. Хохлова в Киевском русском театре им. Л. Украинки. За двадцать пять лет служения грозненской сцене Красницкий сыграл сотню ролей. При героических внешних данных Евгений Красницкий тяготел к ролям характерным – это доставляло ему удовольствие. Очень любил и умел «раскалывать» партнёров на сцене, причём сам был внешне всегда совершенно невозмутим. Среди «героев» Красницкого: Фердинанд («Коварство и любовь»), Треплев («Чайка»), Петр («Последние»), Яша («Весна в Москве»), уморительно‑смешной Мендозо («Дуэньи»), Куклин и Часовников‑сын («Океан»), Алексей Александрович Каренин («Анна Каренина»), герой в спектакле «Лгунья». А каков он был в «Обыкновенной истории»! В его Адуева‑старшего влюблялись. В 1956 году артист вместе с Л. Броневым поставил восхитительный спектакль‑водевиль «Димка‑невидимка». Так постепенно к Красницкому пришёл интерес к режиссуре. Евгений Иосифович закончил режиссёрские курсы, поставил вместе с Андреем Александровичем Гончаровым на сцене Московского театра им. Вл. Маяковского пьесу Г. Боровика «Три минуты Мартина Гроу». На десятилетие Красницкий стал главным режиссёром театра в Грозном. Среди удач того периода – «Дело, которому ты служишь». Затем Красницкого пригласили в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя, где он стал одним из ярчайших актеров. В Москве получил он звание народного артиста России, стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» и премии им. К. С. Станиславского. О нём было написано много статей. Режиссёрской удачей Евгения Иосифовича в театре им. Гоголя стала постановка пьесы «Спокойной ночи, мама» с Ольгой Забарой и Галиной Щёпетновой в главных ролях. Но в конце пятидесятых Евгений Красницкий лишь десять лет работает в театре. Главным художником театра в то время был отчим Красницкого – Эрик Эдуардович Валентинов. Он прошел ГУЛАГ, много и интересно работал в Магадане. Ему – как немцу и «врагу народа» – было запрещено селиться в ряде городов страны. Женившись на матери Красницкого, Валентинов приехал в Грозный, став главным художником театра. Именно здесь ему присвоили звания заслуженного деятеля искусств ЧИАССР и заслуженного работника культуры РСФСР. Оформленные им спектакли – «Гамлет» и «Анна Каренина» – вошли в золотой фонд русского театра.
В конце пятидесятых, при А. А. Алексееве, в театр приехали из Алма‑Аты Тамара Кулагина и из Театра Балтийского флота – Георгий Гладких вместе с женой Галиной, с которой они познакомились на фронте (Галя была медсестрой). Потом Гладких закончил ВТУ им. Щукина, Галина тоже стала артисткой. Вместе с супругами Гладких Алексеев пригласил из Театра Балтфлота Нину Чипиженко и Людмилу Борскую. Приехали Людмила Сторожева и Марк Голдовский. Почти десять лет Сторожева не была в городе, где на сцене ТЮЗа состоялся её дебют. Там же работала её мать – Анна Александровна Бочкарева. После войны обе играли, правда, недолго, в театре им. Лермонтова. И вот снова Людмила Ивановна приехала в Грозный, где, может быть, сыграла свои лучшие роли: Клея в «Эзопе» (Лиса и виноград), Золушка в «Хрустальном башмачке». Для многих видевших Сторожеву на грозненских подмостках она останется непревзойденной Ларисой Дмитриевной Огудаловой в «Бесприданнице». Это возвращение будет длиться недолго: Сторожева в дальнейшем будет ведущей актрисой в Бресте и Могилеве, где сыграет Анну Каренину, Ирину в «Трех сестрах» и Вальку в «Иркутской истории», но грозненский зритель запомнил её как героиню Островского. В Белоруссии актриса получит звание заслуженной артистки БССР, а в 2005 – заслуженной артистки Чеченской Республики – так звание «догнало» её через года. В Грозненском театре успешно оформил ряд спектаклей отец актрисы – Иван Иванович Сторожев.
Тамара Евгеньевна Кулагина проработала в театре им. Лермонтова двадцать семь лет. Через два года после приезда она стала заслуженной, а в 1982 – народной артисткой ЧИАССР. До того Кулагина играла у Натальи Сац, в Театре для детей и юношей в Алма‑Ате. Здесь встретилась с Людмилой Страховой, Леонидом Чариковым, работавшими на грозненской сцене, и Ольгой Решетниченко – гордостью Грозненского ТЮЗа, а затем и Театра им. Лермонтова. Кулагина много и успешно играла. Одной из первых её удач на грозненской сцене стала Леночка в спектакле «В поисках радости» по пьесе В. Розова. Артистка играла не просто мещанку – её Леночка была сгустком мещанства. При этом Кулагина, исполняя свою роль, избегала грубости, наглости и напора – просто её героиня так жила и по‑другому не умела. И вот эта «искренность» и была страшна. Мужем Тамары Евгеньевны был Ваха Татаев, ставший министром культуры ЧИАССР. Он часто бывал в театре и всячески ему помогал, что, однако, никогда не оборачивалось просьбами «за жену». Их дочь Светлана не пошла по стопам матери, а стала музыкантом. После смерти Татаева Тамара Кулагина перебралась к дочери в Ленинград. Похоронена она в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Нина Фёдоровна Чипиженко играла до Грозного в театрах России, Украины, Прибалтики. Алексеев ценил талант актрисы, с которой работал в Ростове‑Ярославском и Театре Балтийского флота. Она блистательно сыграла в пьесе‑однодневке братьев Тур «Софья Ковалевская», сумев превратить хрестоматийный образ заглавной героини в человечный и живой. На сцене грозненского театра им. Лермонтова удачами Нины Фёдоровны станут Харита Игнатьевна Огудалова в «Бесприданнице», Мать в одноименной пьесе К. Чапека, Татьяна Марковна Бережкова в «Обрыве». Чипиженко кроме драматических ролей блистательно сыграла в комедии «Лгунья». А о её знаменитой Бабке в «Валентин и Валентина» будут много говорить и писать. Одной из первых после того, как снова будет восстановлена в правах Чечено‑Ингушская АССР, актриса получила звание заслуженной артистки ЧИАССР.
Маргарита Яковлевна Кириллова – актриса потрясающей стати и таланта. Её лучшие роли сыграны здесь. Кирилловой любовались, а её браку с Анатолием Самойловичем Шором, главным прокурором Чечено‑Ингушской АССР, завидовали. Это была очень красивая пара. Кириллова достойно «делила» грозненские подмостки с Людмилой Вальднер. Каждая из них имела право на первенство, и каждая им обладала. Не всегда, когда в театре много талантов, жизнь коллектива бывает спокойной: любой артист, не говоря уже об артистках, хочет, может, а порой и требует ролей. Маргарита Кириллова не требовала. Она играла то, что давали: Марию Михайловну – главную героиню пьесы С. Алешина «Одна», Бетси Тверскую в «Анне Карениной», баронессу Штраль в «Маскараде», Машу в «Чайке», Бьянку в «Отелло», Сарру в «Иванове». Но мне кажется, основной ролью пятидесятых годов для Маргариты Кирилловой была Маргарет Чалмерс в пьесе Д. Лондона «Кража». Миру цинизма, лицемерия и пошлости противопоставляла Маргарет в исполнении Кирилловой правду истинного чувства. Маргарет любит Нокса, которого играл Петр Басов, и вместе с ним – его дело. Кириллова в роли Маргарет играла вызов обществу. Творческое признание актрисы было удостоено почетного звания заслуженной артистки ЧИАССР. М. Я. Кириллова до последних своих дней оставалась в Грозном. У неё не было ни театра, ни детей… а она всё сидела и чего‑то ждала… под свист пуль…
Валентина Плужникова – ещё одна легенда грозненской сцены. Почти всю свою жизнь, не считая последних двух лет, она жила и работала в Грозном. Сначала в ТЮЗе, а затем на долгие годы стала ведущей героиней русского театра. Именно здесь Валентина Ивановна сыграла Анну Каренину и Марию Тюдор, Василису в «На дне» и Мать в «Мы вернемся, нани!». В Грозном артистка стала дважды заслуженной – сначала ЧИАССР, а потом СО АССР. Плужникова была мастерицей плести на сцене «кружева» роли. Её героини всегда были интересными и значительными. Среди удач актрисы – Валька в «Иркутской истории». В середине пятидесятых в театре сделала свои первые шаги Лидия Картамышева, чуть позже Зинаида Вакуленко, в будущем ставшие известными в Москве, заслуженными артистками России. Первая будет известна под фамилией Савченко, вторая – Перегудова. Но обе будут помнить город, где родились, и театр, где сделали свои первые шаги на сцене. В конце пятидесятых в театр пришёл юный Владимир Белоглазов. Именно он на многие годы, как Красницкий и Оглоблин, станет неким символом Грозненского русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова, театра, которому отдаст всё!
Пятидесятые позади. Впереди – шестидесятые годы