Государственный русский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова

"Без культуры - нет нации"

Ахмат Абдулхамидович Кадыров

О грозненском русском театре на ХlX международном фестивале русских театров России и зарубежных стран «Мост Дружбы»

Государственный русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова привёз на фестиваль комедию Александра Вампилова «Старший сын». Это произведение широко известно в нашей стране людям старшего и среднего возраста. Пьеса написана в шестидесятые годы прошлого века и ставилась многочисленными театрами с разными видами сценографии и импровизаций.

Многие помнят фильм с одноимённым названием, где играли великие актёры Евгений Леонов, Николай Караченцев, Михаил Боярский. Всегда существует опасность сравнения. Но пьеса сама себе это очень удачная комедия автора, которая сохранила свою востребованность в репертуарах театров и в наши дни.

От Грозного до Йошкар-Олы расстояние в несколько тысяч километров. Доставить декорации для спектакля при таких обстоятельствах – целая проблема. Но у театра из Чечни давние дружеские связи с Русским театром им. Константинова в Йошкар-Оле, поэтому выход был найден. Все декорации для постановки были заранее изготовлены художественно-постановочным цехом АРТД.

Перелёт артистов в Казань (В Йошкар-Олу из Грозного нет рейсов) тоже был наполнен приключениями. Самолёт, в котором находилась труппа, по погодным условиям не смог приземлиться в Казани и вынужден был развернуться и лететь в Самару. Однако вскоре было дано разрешение от диспетчеров и вся труппа благополучно прибыла в столицу Татарстана, а оттуда на автобусе в Йошкар-Олу.

«Старший сын» – это комедия с элементами драмы, человеческая история, которая понятна во все времена. Роль Бусыгина великолепно сыграл Султан Темишев, Сарафанова (отца семейства) – Муса Аюбов, причем, сделал это по своему, не оглядываясь на других исполнителей этой роли в театре и кино. Понравились неожиданные эпизоды с Сильвой (актёр Висхан Исламов). Хорошо справился со своей ролью простоватого и прямолинейного курсанта Ахмед Хамзатов.

За восемь предыдущих дней на фестивале были продемонстрированы самые разные типы, жанры, направления театральных постановок. Но эта знакомая по сюжету история смогла зацепить не только зрителя, но и растрогать членов экспертной группы.

Во время обсуждения спектакля эксперт Нина Пектеева объятая впечатлениями от пьесы, её глубокого смысла и содержания упомянула и о трагических событиях, постигших в недалёком прошлом Чечню и вместе с ней всю Россию. У неё на глазах появились слёзы, которые она уже не смогла скрыть. А ведь она, как известный театральный деятель, участвовала в великом множестве обсуждений самых разных театральных постановок. Но здесь она вдруг ощутила себя обычной русской женщиной и … заплакала. Это дорогого стоит.

Беседуя с актёром Мусой Аюбовым на музыкальном часе, я спросил, что его более всего тревожит в современной драматургии? Он ответил: – У нынешних театров нет нового, свежего материала, из которого можно ставить пьесы на

актуальные темы. В современной литературе есть прекрасные повести и рассказы, но произведений, написанных специально для сцены, или нет или мы о них не знаем. Ни режиссёр, ни актёр не напишут не драму, не комедию. Для этого нужен талантливый драматург. В этом большая проблема.

С нами за столиком находился также актёр Ахмед Хамзатов, который терпеливо отвечал на все мои вопросы, связанные с особенностями чеченского менталитета. Эта беседа меня ещё раз убедила, как важно живое человеческое общение. В интернете и справочниках не найти, простое и ясное объяснение на важные, но деликатные темы. Поэтому я очень признателен моим новым знакомым из Грозного за их откровенный разговор.

Им и всей труппе из Грозного пожелаем новых успехов!

Автор: Анатолий Подольский