Государственный русский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова

"Без культуры - нет нации"

Ахмат Абдулхамидович Кадыров

ИСТОРИЯ ТЕАТРА. ДЕВЯНОСТЫЕ

Из книги: "Есть такой театр..." П.Тихомиров

Наступили девяностые годы. В их начале в театре им. Лермонтова состоялась премьера по пьесе венгерского драматурга И. Эрненя «Пишти в кровавой буре». Для постановки пригласили венгерского режиссёра Габора Балога. Пьеса была написана так, что заглавного героя играли четыре артиста, у каждого был свой Пишти: Делового играл В. Белоглазов, Неловкого – И. Бабич, Сдержанного – С. Котлик‑Лемме и самого Пишти – С. Хомский. Грозненский театр был приглашён на гастроли в Венгрию, где с большим успехом его и показал. На фестивале венгерской драматургии спектакль грозненцев был удостоен почетного диплома.

Л. Х. Куразова поставила пьесу С. Мрожека «Танго» – ещё одну семейную драму в эстетике театра абсурда сыграли на грозненской сцене. В. Аристархов, И. Бабич, Н. Гоголева, Э. Верещагина стали основными исполнителями, рядом с которыми было крепкое среднее поколение: В. Белоглазов, Н. Жирнов, С. Михайлова, С. Хомский.
Пьеса классика американской драматургии Юджина О`Нила «Любовь под вязами» широко известна во всем мире. Первая её постановка на советской сцене состоялась в Московском камерном театре с Алисой Коонен в главной роли. Экраны мира обошёл и художественный фильм «Любовь под вязами» с Софи Лорен. В конце восьмидесятых в Московском театре им. Пушкина американский режиссёр поставил свою версию, где главных героев сыграли Нина Попова (Эбби), Вадим Ледогоров (Эбин), Степан Бубнов и Валерий Баринов (Кэбот). Грозненские зрители увидели свою версию спектакля. Любовь молодой мачехи Эбби (С. А. Михайлова), привезенной на ферму Кэботом (С. Н. Хомский) к его младшему сыну Эбину (И. И. Бабич), стала основой пьесы. Светлана Михайлова играла мечту несбыточную и всепоглощающую, тонко переходя из одного состояния в другое. Дуэтные сцены Эбина и Эбби – даже имена их похожи – игрались «как в последний раз». Как и «Дядю Ваню», спектакль поставил А. Клемонтович.

Потом в театр пришла беда. Лариса Куразова попала в автомобильную катастрофу, к счастью оставшись жива. Наступили годы борьбы за выживание. В Чечено‑Ингушской республике стало неспокойно. Тогда ещё не знали, что скоро начнется война. Художественным руководителем театра стал Владимир Белоглазов – человек порядочный и честный, выбранный на это место единогласно.

Театр должен был продолжать выпускать и играть спектакли. С. Н. Хомский поставил пьесу Л. Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана», где сыграл главного героя. О. Зарянкин показал «Крошку» Ж.‑Ж. Бриккера и М. Ласгара. В. Белоглазов поставил пьесу М. Задорнова «Последняя попытка», где сыграли М. Любина, Н. Гоголева и В. Белоглазов. Режиссурой занялся ещё один ведущий артист театра – Г. Л. Булушев. Он проработал в грозненском театре долгие годы, много и интересно играя – и вот режиссура. Из театра один за другим стали уезжать артисты: Станислав Хомский и Светлана Михайлова, Майя Слуцкая и Николай Жирнов, Андрей Заводюк, Марина Шитова, Татьяна и Владимир Епифанцевы… Театр опустел, но и в это время в нем шла работа. Г. Булушев поставил комедию В. Константинова и Б. Рацера «Стихийное бедствие», где кроме артистов стал играть главный художник, гордость грозненского театра, заслуженный деятель искусств ЧИАССР Александр Сергеевич Сновинг – не хватало артистов. В этом же спектакле сыграла главную героиню Леонора Карпенко, жена Булушева, актриса и помощник режиссёра театра, и конечно же сам Герман Булушев. 

Наступил июль 1993 года, когда Грозненский русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова выпустил свою последнюю премьеру – комедию К. Гольдони «Трактирщица». Её оформил А. С. Сновинг, поставил Г. Л. Булушев, а играли В. Белоглазов (граф Альбафьорита), А. Удовиченко (маркиз Форлипополи), А. Дубовик (слуга Фабрицио), Л. Карпенко (Ортензия), Н. Худякова (Дьянира); Л. Колесниченко и М. Мироненко – служанок. Главных героев – кавалера Рипафрата сыграл Г. Булушев, а трактирщицу Мирандолину – Н. Гоголева.

Начались бомбардировки Грозного. Артисты, как и остальные жители города, стали выбираться на «большую землю». Оставались лишь те, кто когда‑то играл в спектаклях русского театра, но волей судьбы теперь оказался «за бортом» и театра, и жизни. Успели уехать Булушев и Карпенко. Людмила Лысова добралась до Москвы, устроилась работать (правда, не актрисой) в Московский театр им. Вл. Маяковского. Сейчас живёт в Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной. Наталья Гоголева, как и Татьяна Епифанцева, была выдвинута на звание заслуженной артистки (увы, обе его не получили), приехала в Кинешму, где стала за это время ведущей артисткой театра им. А. Н. Островского. Как уже было сказано, Владимир Белоглазов живёт в Подмосковье.

Так закончилась жизнь одного из самых красивых театров Юга нашей огромной страны – Грозненского республиканского русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова.

История его возрождения – новая страница и новая книга. Читать