Государственный русский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова
"Без культуры - нет нации"
Ахмат Абдулхамидович Кадыров
Конец 70‑х, начало 80‑х стало в театре им. Лермонтова, временем Мималта Солцаева. Здесь он поставил спектакли, о которых до сих пор говорят и вспоминают. «В августе сорок четвёртого» В. Богомолова, «Утиная охота» А. Вампилова, «Глубокая разведка» А. Крона, «Трагедия человека» И. Мадача. Именно к нему, в русский театр приехали В. Стужев и Л. Брыткова, Т. Джураева и В. Захаров. В спектакле «В августе сорок четвёртого» блистали В. Белоглазов и В. Жаков (Алёхин), В. Бажанов (Блинов), В. Захаров (Поляков), Т. Шкрабак и Л. Воткалюк в ролях первого лейтенанта и Лидаши. Солцаев поставил «Утиную охоту» с несколькими составами исполнителей, где особо запомнились В. Жаков и В. Стужев, сыгравшие Зилова. Роль его жены, Галины, стала удачей для Л. Брытковой, а возлюбленную Зилова, Ирину, сыграла начинающая артистка Н. Гоголева. Также на эту роль из Театра им. Нурадилова Солцаев пригласил Т. Яндиеву. Сейчас имя Тамары Яндиевой, благодаря кинематографу, известно тысячам зрителей, а тогда она делала первые шаги на профессиональной сцене. Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, не сходил с афиш театра несколько лет. За это время изменились составы исполнителей, его сыграли сотню раз. Имя Мималта Солцаева стало золотой страницей в летописи лермонтовского театра.
В преддверии очередного юбилея В. И. Ленина новый главный режиссёр А. И. Исаев обратился к пьесе М. Ф. Шатрова «Синие кони на красной траве» (Революционный этюд). Многие театры страны так же, как и грозненский, ставили спектакли, продолжающие тему Ленинианы. Так в Московском театре им. Ленинского комсомола Ленина играл Олег Янковский, а в Грозном без грима и привычной картавости перед зрителями в роли Ильича выступил Вениамин Панов. Спектакль будоражил воображение зрителей, актерских реплик старались не пропустить. Интересными актёрскими работами считалось исполнение Н. А. Гайдар роли Н. К. Крупской, Т. А. Тинаевой роли М. И. Ульяновой. В. Е. Белоглазов играл Смагина, Л. Н. Воткалюк – Маренкову, Н. П. Гоголева – Асю, Т. Н. Джураева – Наташу и Р. Х. Цицкиева – революционерку Клару Цеткин.
К следующей годовщине – Дню Победы – режиссёр Г. Л. Андреев предложил свою версию постановки «Соловьиной ночи» известного киносценариста В. Ежова. Спектакль на долгие годы вошёл в репертуар грозненцев. Среди удач – исполнение ролей советского лейтенанта Бородина (В. Колесник и А. Малинов) и немецкой девушки Инги (С. Левандовская и Т. Джураева). Потом была постановка комедии К. Гольдони «Веницианские близнецы» (режиссёр А. И. Исаев). В последние дни уходящего 1980 – олимпийского – года на грозненской сцене состоялась защита диплома начинающим режиссёром Ларисой Куразовой. Для своего дебюта выпускница Тбилисского театрального института искусств им. Ш. Руставели выбрала пьесу Ф. Саган «Загнанная лошадь». Спектакль назвали «Гости замка Уэмблинг‑хауз». Так в театре появилась очень яркая, и не только внешне, красивая женщина‑режиссёр. Надо сказать, что сама Лариса Куразова – уроженка грозненских мест. Она стала первой женщиной‑чеченкой, получившей профессию режиссёра и по диплому, и по призванию. С первых шагов в грозненском театре Куразова заняла в нём определенное место. За двенадцать лет она ярко и самобытно поставила: «Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина, «Ретро» А. Галина, «Мышеловка» А. Кристи, «А поутру они проснулись» В. Шукшина, «Без вины виноватые» А. Н. Островского и ряд других спектаклей. Всегда в постановках Куразовой были актёрские удачи. В «Ретро» – Н. П. Жирнов (Чмутин), Т. Е. Кулагина (Песочинская), М. А. Слуцкая (Барабанова), О. П. Мацапуло (Леонид). В детективной истории Агаты Кристи
«Мышеловка» главенствовали Т. Л. Епифанцева (Молли), М. А. Слуцкая и Т. Е. Кулагина (мисс Кейсуэлл), В. Н. Оглоблин и В. С. Белоглазов (мистер Паравичини), Г. Л. Булушев и В. А. Епифанцев в роли Джайлса Рэпстона. В «Без вины виноватых» многие роли стали актёрскими откровениями: богатый барин Нил Стратоныч Дудукин в ярчайшем исполнении В. Д. Панова; Арина Галчиха, сыгранная Р. Х. Цицкиевой и Т. Л. Епифанцевой. Главным же для зрителей стала демонстрация Л. Х. Куразовой мира театра, где происходит драма известной провинциальной актрисы Елены Кручининой. В нём она живет, властвует, теряет и находит своего сына. Этот таинственный мир сложен и обаятелен, он притягивает и не отпускает от себя. Первого любовника театра Петю Миловзорова сыграл О. Я. Попов; актрису‑интриганку Нину Павловну Коринкину – Н. П. Гоголева, а артиста Григория Незнамова – И. И. Бабич. Небольшая по объему, но важная и для пьесы, и для режиссёра роль артиста Шмаги была филигранно исполнена ведущим артистом грозненской сцены В. С. Белоглазовым. Смешно было бы называть многих исполнителей спектакля и ничего не сказать о Кручининой. Ведь именно от того, есть ли в театре актриса на эту роль, зависит её постановка. В Грозном ею стала С. И. Хомская, сумевшая донести до зрителей даже в самых незначительных эпизодах характер своей героини. Кручинина стала, может быть, самой важной ролью в жизни этой артистки. Она сыграла её так, как не играют – живут.
Пьеса «Без вины виноватые» стала одной из последних для шестидесятилетнего А. Н. Островского. Драматург вывел на первый план острую социальную тему своего времени – «незаконных детей». Островский неоднократно обращался в своих пьесах к теме театра. И на сей раз он показал его «с изнанки», открыв зрителю сложный и противоречивый мир кулис. Грозненский театр к пьесе Островского обращался в третий раз. В начале XX века роль Кручининой играла Анна Азагарова. Анна Сиротина сыграла Кручинину в сороковые. Исполнительницей Елены Ивановны Кручининой в постановке Л. Х. Куразовой стала Светлана Хомская. Для Куразовой была важна сама тема театра. Именно он – главный герой спектакля. В театре происходит скандал, из‑за которого чуть не выгнан Незнамов. В театре Муров увидел Кручинину. Там же, в театре, Коринкина и Петя Миловзоров плетут свои интриги против ведущей актрисы. В спектакле Куразовой подробнейшим образом были разработаны все роли. Она отказалась от пролога, действие начиналось с гостиничного номера, где остановилась Кручинина.
Но вернёмся к году, когда в нашей стране, тогда ещё советской, состоялась Олимпиада.
Именно тогда А. И. Исаев решил поставить драму М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Театр, носящий имя великого поэта, не так уж и часто ставил его пьесы. (В пятидесятые на сцене грозненского театра шли «Два брата».) Но «Маскарад» ставился в третий раз. Режиссёр отдал исполнение главных героев молодым артистам – почти сверстникам героев. Если в постановке шестидесятых годов герои драмы Лермонтова игрались как бы на котурнах, несколько возвышенно, что как бы диктовал стихотворный текст, то у Исаева они были более будничными и приземленными. Их исполняли Б. Иванов и В. Колесник (Арбенин), Т. Башлакова и Н. Гоголева (Нина), Т. Джураева и О. Шумилова (баронесса Штраль), В. Захаров (князь Звездич), В. Белоглазов (Шприх). К сожалению, спектакль не стал удачей театра.
В сезоне 1980‑81 годов в труппе театра работали:
женский состав – Т. Г. Башлакова, Т. Н. Джураева, Т. Л. Епифанцева, С. Б. Левандовская, Т. А. Лисицкая, Т. А. Разладина, Н. А. Рощупкина, М. А. Слуцкая, Л. А. Страхова, А. Ф. Третьякова (Архангельская), С. И. Хомская, Р. Х. Цицкиева (Исрапилова), Т. Г. Чиганова, О. Б. Шумилова;
мужской состав – В. С. Белоглазов, Г. Л. Булушев, А. В. Голосков, В. А. Епифанцев, Н. П. Жирнов, В. Ф. Захаров, Б. М. Иванов, В. С. Колесник, Е. К. Колосовский, А.А. Климов, А. М. Малинов, В. Н. Оглоблин, В. Д. Панов, А. Р. Разладин, В. В. Трифонов, Н. А. Хрячков, А.А. Чернущенко, О. А. Шумилов.
Главным режиссёром был А. И. Исаев.
Труппа театр, судя по именам, была в хорошей форме, но работа с молодыми актерами проводилась формально. Когда был объявлен смотр творческой молодёжи, эта самая молодёжь взбунтовалась и написала гневное письмо главному режиссёру:
«Председателю комиссии по проведению смотра творческой молодежи, главному режиссёру Республиканского русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова тов. Исаеву А. И.
Заявление
Мы, нижеподписавшиеся, – молодежь театра им. М. Ю. Лермонтова – обращаемся к Вам на основании того, что смотр творческой молодежи в театре проходит стихийно, в нарушение положения о смотре творческой молодежи:
1. Никакая подготовительная работа с молодежью не проводилась.
а). Ролевой материал, в котором молодые актеры должны были показываться в смотре, был низкого уровня.
б). Некоторые актеры показывались в срочных вводах без необходимого качества репетиций.
2. В репертуаре нет спектаклей для молодежи.
3. Не было намечено конкретных сроков проведения смотра (о начале смотра актеры узнали спустя девять дней после начала смотра).
4. Не было официального открытия смотра.
5. Состав комиссии по просмотру работ был объявлен спустя девять дней после начала смотра.
6. Не был определен возрастной состав участников смотра (в число участников были включены люди старше 28 лет, и уже в период проведения смотра они узнали о том, что в нем не участвуют.
7. Полное отсутствие рекламы.
Комсомольцы и молодежь театра единогласно приняли решение считать этот смотр творческой молодежи несостоявшимся и, вопреки настоянию руководства, отказаться принимать в нем участие.
Башлакова, Страхова, Гоголева, Голосков, Климов, Малинов, Левандовская, Шумилов, Шумилова, Хрячков, Рощупкина, Денисенко. <…>».
Исаев поставил пьесу К. Симонова «Русский вопрос», после чего его имя исчезло с афиш грозненского театра. Наступила пора режиссёра И. С. Гуревича. Одним из первых спектаклей которого стал «Шторм» В. Билль‑Белоцерковского, с яркой работой Н. П. Жирнова в роли Братишки, а за ним «Последние» М. Горького, где было невозможно отдать предпочтение кому‑то из исполнителей. Центральные фигуры семьи Коломийцевых – Иван (В. Оглоблин), его жена Софья (М. Слуцкая), его брат Яков (С. Хомский). Дети Коломийцевых – Надежда (Т. Разладина), Александр (А. Разладин), Вера (Т. Башлакова), Любовь (С. Левандовская, И. Хохлова), Пётр (А. Малинов). Режиссёр сделал центральной сценой встречи двух матерей: Софьи (Слуцкой) – матери огромного, но несчастливого семейства, в котором никто не понимает и не слышит друг друга, и матери революционера, обвиняемого в том, что он стрелял в Ивана Коломийцева, – госпожи Соколовой (С. Хомская). Также важным для режиссёра Гуревича было исполнение роли Федосьи (Т. Кулагина), которая вынянчила всех в этом доме: боль и грусть оттого, что дети выросли именно такими, была в глазах старой няньки. Совсем иным был спектакль «Эзоп» по пьесе Г. Фегейредо. Театр обратился к ней во второй раз, через двадцать лет. В пьесе об Эзопе, философе Ксанфе, его красавице жене Клее и служанке Мели персонажей немного. В давнем спектакле А. Г. Ридаля блистательно играли П. Д. Басов (Эзоп), А. И. Неверов (Ксанф), Л. И. Сторожева (Клея), Л. Н. Вальднер (Мели) – ведущие артисты труппы конца пятидесятых. В постановке Гуревича были заняты тоже ведущие артисты театра начала восьмидесятых, на плечи которых ложился весь репертуар: С. Н. Хомский (Эзоп), В. Д. Панов (Ксанф), С. И. Хомская и Н. А. Рощупкина (Клея), С. А. Левандовская и Т. Г. Башлакова (Мели). Двадцать лет спустя непростая пьеса вызвала у зрителей отклик и интерес. Потом И. С. Гуревич поставил «Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарпаччи и Р. Тарабузи с ярким исполнением ролей: Н. П. Жирнов (Леонардо), С. А. Михайлова (Валерия), Т. Г. Башлакова (Фьорелла), В. С. Белоглазов (Антонио), С. Н. Хомский (Веллуто), Т. Е. Кулагина (Матильда), И. И. Бабич (Роберто). Как бы продолжением темы итальянской пьесы стала постановка «Месье Амилькар, или человек, который платит» И. Жамиака. И снова удача, и снова артисты, с которыми режиссёру интересно и плодотворно работалось: герой пьесы Александр Амилькар (С. Н. Хомский), его «жена» Элеонора (С. А. Михайлова), его «друг» Машу (В. С. Белоглазов), «мать» Элеоноры (Т. Е. Кулагина), «дети» – Виржиния (М. Б. Шитова и Н. П. Гоголева) и Поло (И. И. Бабич). Поставив ещё несколько спектаклей, И. С. Гуревич вместе с актёрами С. Н. Хомским и С. А. Михайловой уехал в Магадан.
В театре кроме Гуревича ставили спектакли и другие режиссёры. Талант Ларисы Куразовой рос от постановки к постановке. В 1987 году она поставила пьесу У. Ахмадова «Дорогая сноха». Национальные авторы не баловали своими пьесами русские театры. Поэтому постановка вызвала интерес не только у актеров, но и у зрителей. Куразова поставила яркий, насыщенный южным колоритом спектакль, который артисты любили играть. Его посмотрели не только в больших городах, где театр бывал на гастролях, но и во всех отдаленных районах Чечено‑Ингушской республики. И везде были теплые приёмы, овации, цветы и просьба приехать с этим спектаклем ещё раз. Прекрасные декорации (главный художник А. С. Сновинг), зажигательные танцы (балетмейстеры А. Мажидов и Д. Музакаев) способствовали успеху представления в той же мере, что и артисты: Т. Л. Епифанцева и С. И. Хомская (Маржан), Т. Г. Башлакова и Р. Р. Лукьянова (Санет), В. С. Белоглазов (Абаз), Н. П. Гоголева и Л. А. Абаджан (Разет), Р. Х. Цицкиева (Сапиян). Вот в таком составе спектакль сыграли более 250 раз! Для нестоличного театра это рекорд. Поскольку речь зашла о спектаклях по национальной драматургии, то стоит назвать постановки «Чаша слёз» С. Чахкиева (режиссер И. С. Гуревич) и «Страна пылающего солнца» (Зульфия) К. Амирова (режиссер С. Ф. Шошин) с Н. Гоголевой в заглавной роли.
В это время театр обращается к русской классике. Режиссёр В. Л. Климовский ставит «Дядю Ваню» А. П. Чехова. Спектакль не стал событием, но в нём были профессиональные актёрские работы: профессор Серебряков – В. Н. Оглоблин, его жену, красавицу Елену Андреевну, играла С. А. Михайлова, доктора Астрова – С. Н. Хомский, няньку Марину – С. И. Хомская, «галку‑маман» Марию Васильевну Войницкую – М. А. Слуцкая. Особо хочу сказать о М. Б. Шитовой в роли Сони и В. С. Белоглазове – исполнителе Ивана Войницкого, того самого «дяди Вани». Трогательной стала последняя сцена спектакля, когда Войницкий и Соня остаются одни. Оба артиста сумели сыграть чуть больше, чем сказано в тексте их ролей. Они играли мечту о неосуществленных планах. И слова Сони (Шитовой) «…Мы увидим небо в алмазах…» свидетельствовали о том, что они никуда и никогда не уедут, а будут продолжать жить, как жили.
Хочу остановиться на артистах Марине Шитовой и Владимире Белоглазове. Шитова пришла в грозненский театр артисткой с ярко выраженной индивидуальностью и могла играть роли разного масштаба. Ей одинаково удавались и классические героини – Соня в «Дяде Ване», Герцогиня Мальборо в «Стакане воды» Э. Скриба, Зина в «Собачьем сердце» – и современницы, например, Анюта в «Эффекте Редькина», А. Козловского, Клара в «Звёздах на утреннем небе» А. Галина, Ляля в «Дорогой Елене Сергеевне» Л. Разумовской. Шитова уехала в Ленинград. Много и интересно играла у Александра Галибина и других режиссёров. Потом… пропала. Где она и что с ней, не знает никто, даже её мама и сын, которые живут в Воронеже. Вот такая судьба.
Владимир Белоглазов – плоть и кровь Грозненского русского театра им. М. Ю. Лермонтова. Сюда на спектакли он ходил школьником. Потом пришёл в театр и стал артистом вспомогательного состава – правда, почти сразу стал играть небольшие роли, которые быстро росли. Окончил грозненский филиал Школы‑студии МХАТ, занял ведущее положение в театре, которому ни разу не изменил. Здесь он получил все звания: заслуженного и народного ЧИАССР, потом заслуженного и народного РСФСР. Об этом актере всегда и все говорят в превосходной степени. Во время чеченской войны и закрытия театра он оказался в небольшом волжском городе Вольске, где стал главным режиссёром и ведущим артистом. Затем уехал в Подмосковье к дочерям. Сегодня, к огромному сожалению, Белоглазов не играет, а преподаёт класс гитары в музыкальной школе.
В 1985 году, в дни празднования Великой Победы над фашизмом, театр поставил спектакль о том, как на подступах к осажденному Берлину обосновался взвод старшины Дугина (Ю. Б. Лаптев). Общей судьбой оказались объединены непохожие друг на друга люди: бывший партизан, седоголовый Петро Дервоед по прозвищу Дед (Н. П. Жирнов); совсем юный боец по прозвищу Одуванчик (А. В. Голосков); до предела ожесточившийся против ненавистного врага Сергей Буштец (В. А. Епифанцев); тихий, незлобивый Матвей Соляник (С. Н. Хомский). За плечами у каждого из них – тысячи километров боевых дорог… Непростым путем шёл к победе старшина Дугин – окружение, ранение и снова в строй. Лишь на исходе войны нашла его золотая звезда Героя Советского Союза. Но ему не суждено было увидеть мирное небо. В немецкой земле осталась лежать и медсестра Лидия (Л. П. Стафурова). Слишком дорого досталась людям эта победа. Каждый персонаж пьесы Дударева, даже эпизодический, запомнился зрителям. Стоит назвать исполнителей ролей Веры (С. А. Михайлова), простой женщины Марьи (С. И. Хомская, Т. Л. Епифанцева) и Люськи (М. Б. Шитова, Н. П. Гоголева)… Спектакль поставил И. С. Гуревич.
Эпиграфом к пьесе Дударева были слова: «Если каждого советского человека, погибшего в схватке с фашизмом, почтить минутой молчания, придется стоять 38 лет».
Среди удач 1985 года постановленная И. Ш. Пеккеромкой пьеса А. Дударева «Вечер». Обитатели белорусской деревушки Вешки прожили в добром соседстве всю жизнь, участвуя в одних и тех же событиях, но какими разными оказались их взгляды и характеры. Василь свято верил в землю, чистую колодезную воду, солнце и свой труд, за который земля благодарила его сторицей. Вера в добро помогла ему пережить три войны, смерть близких и голод. О Миките он говорит: «Душа холодная… как жаба». Много было на совести «Гастрита» подлости, доносов, поломанных человеческих судеб. Вечерняя пора пришла ко всем троим – Ганне, Василю и Миките – и вот они подводят итоги своей жизни – каждый свой. Интересным стало исполнение роли Ганны М. А. Слуцкой. Артистка, привыкшая играть сложные характеры, в репертуаре которой были и западные героини, в спектакле «Вечер» не упростила героиню пьесы. Её Ганна – привлекательная женщина, не сломленная тяжёлой судьбой. Она живет будущим, веря лишь в хорошее. Три героя, три судьбы и характера – три замечательных актерских работы: М. А. Слуцкой, Н. П. Жирнова и В. Н. Оглоблина.
Но вернёмся в Грозненский русский театр им. Лермонтова. Главным режиссёром становится Виталий Иванович Ильин. Из его значительных постановок стоит остановиться на «Стакане воды» Э. Скриба и «Шуме за сценой» М. Фрейна. Обе пьесы о театре и закулисье: в первой – о театре человеческой жизни во дворце и покоях королевы Анны; во второй – о закулисном мире настоящего театра. Главные роли – королевы Анны и ведущей актрисы труппы Доротти Отли – Ильин отдал своей жене, актрисе Ирине Павловой. Герцогиню Мальборо и Белинду Блайяр играла Светлана Михайлова, Болинброка и режиссёра Ллойда Далласа – Станислав Хомский. «Шум за сценой» стал заурядной постановкой. Жаль, ведь это одна из самых замечательных пьес о театре.
Были ещё две работы Ильина – «Генералы в юбках» Ж. Ануйя (исполнители: С. Хомский, С. Михайлова, И. Павлова, В. Панов, Н. Гоголева) и «Не верь глазам своим» Ж.‑Ж. Брикера и М. Ласгара (с Белоглазовым, Хомским, Михайловой, Гоголевой). Ильин умел правильно распределять роли, что во многом обеспечивало успех постановкам.
Когда в стране вновь стало возможно ставить пьесы М. А. Булгакова, то грозненский театр взял в работу «Собачье сердце». Последний раз, впрочем как и в первый, Булгаков на сцене грозненского театра ставился в 1921 году. Тогда это была совсем несовершенная пьеса молодого драматурга «Сыновья муллы». Через шестьдесят шесть лет Булгаков вернулся в Грозный. Ильин строил спектакль на противоборстве старого и нового миров. Миру профессора Преображенского и доктора Борменталя противопоставлялся агрессивный и убогий мирок Шарикова и Швондера. Время перестройки в СССР в чём‑то было созвучно времени его зарождения. Ильин не окарикатуривал Шарикова (С. Н. Хомский) или Швондера (Г. А. Абаджан и И. И. Бабич), а скорее показывал нас самих в этих образах. Конечно же хотелось бы уподобиться профессору Преображенскому (Н. П. Жирнов), доктору Борменталю (В. С. Белоглазов) или хотя бы Зине (М. Б. Шитовой) и Дарье Петровне (И. Ф. Павлова и С. И. Хомская), а не представителям «новой» жизни и власти.
Известный ученый, профессор Преображенский решил осуществить рискованный и дерзкий эксперимент, превратив дворового пса Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Торжество науки для профессора Преображенского (Жирнов) и его помощника доктора Борменталя (Белоглазов) вскоре оборачивается ужасом перед их же собственным созданием. Шариков не только хам. Он ещё и становится опасным мерзавцем. Кроме него в спектакле «Собачье сердце» действуют актуальные для булгаковского времени (увы, и не только для него!) социальные типы – Швондер (Абаджан и Бабич) и Вяземская (С. А. Михайлова и М. И. Любина). Доктор Борменталь с профессором Преображенским и Зиной (Шитова) вынуждены произвести обратное превращение омерзительного Шарикова в добрую и ласковую псину. Инсценировка А. Червинского повести М. Булгакова «Собачье сердце» стала интересной страницей истории грозненской сцены. Центром спектакля стал профессор Преображенский Николая Жирнова.
Уже было сказано, что во второй половине восьмидесятых годов театр поставил две комедии. Первая – «Стакан воды» Э. Скриба, вторая «Шум за сценой» М. Фрейна. На протяжении двух веков пьеса Скриба имела огромную популярность и пережила успех на сценах разных театров. В Малом театре её ставили несколько раз, причем последняя из постановок шла в течение пятнадцати лет с участием таких актеров, как: Т. Еремеева и И. Ликсо (королева Анна), Э. Быстрицкая и Г. Егорова (герцогиня Мальборо), Л. Юдина и А. Евдокимова (Абигайль), В. Бабятинский и Э. Марцевич (Мешем), в роли Болинброка – Е. Велихов и Н. Афанасьев. Ведущие артисты театра всегда играли в этой пьесе. В 1988 году пьесу поставили в Театре им. Вахтангова: Ю. Борисова (Анна), Л. Максакова (Мальборо), Ю. Яковлев и Ю. Волынцев (Болинброк), М. Суханов (Мешем), О. Чиповская и М. Есипенко (Абигайль). Содержание пьесы – это история увлечения герцогини Мальборо юным Артуром Мешемом, в которого влюбляется и королева Анна. Сам же Артур увлечен молоденькой Абигайль, почти случайно ставшей фрейлиной королевы. Болинброк, воспользовавшись подходящими обстоятельствами, умело ведёт свою игру. Как в любой комедии (или водевиле), всё складывется так, как должно: герцогиня наказана и удалена из дворца, Мешем и Абигайль поженились, Болинброк получил нужный ему пост, а королева Анна хотя и остается в одиночестве, но убеждена в любви к ней Артура.
В спектакле, поставленном В. И. Ильиным, ярко сыграли оба состава исполнителей: А. Заводюк (Мешем), Н. Гоголева и З. Наурбиева (Абигайль), С. Михайлова и М. Шитова (Мальборо), С. Хомский (Болинброк) и И. Павлова (Анна).
Пьеса «Шум за сценой» – о театре и жизни кулис, о том, что случается с многолетними спектаклями и как ведут себя актеры в экстремальных ситуациях. Как и «Стакан воды», пьеса Фрейна обошла многие театры, и сегодня она частый гость на подмостках. Однако главному режиссёру грозненского театра В. И. Ильину не удалась постановка комедии положений. А жаль! (Потом Виталий Ильин и Ирина Павлова ушли из театра и уехали в США.)
Пьеса Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» тоже ставилась во многих театрах страны. Нет, театр показывал не конфликт идеального педагога и испорченных учеников, он пытался разобраться в причинах этой «испорченности». Не сама ли Елена Сергеевна (С. И. Хомская) виновата в том, что, сглаживая острые углы, сводя воспитание к сентенциям – пусть добродетельным и звучным, – не сумела научить ребят главному: умению различать добро и зло в реальном мире. Четверо выпускников‑школьников приходят к Елене Сергеевне – Виктор (А. В. Заводюк, А. В. Голосков), Ляля (М. Б. Шитова), Павел (В. Е. Душацкий) и Володя (И. И. Бабич), – чтобы поздравить её с днем рождения. Подарок, цветы, песни, шампанское, тосты. Учительница счастлива. Лучший ученик Елены Сергеевны Володя предлагает помочь перевезти её больную маму в хорошую клинику. Просто так… никакой благодарности… Но если учительница настаивает, то не даст ли она, совсем ненадолго (об этом никто не узнает), ключ от сейфа с экзаменационными работами по математике? Просто нужно исправить ошибки: Виктору грозит двойка, Паше нужна пятерка, иначе нет шансов поступить в университет. Елена Сергеевна не верит просьбе ребят – розыгрыш! Однако оказывается, что нет, и тогда она вступает с ними в поединок. Хомская играла эту сцену с недоверчивой улыбкой – такого не может быть, ребята, её любимцы, такие славные. И когда Володя произносит горькие слова в адрес учительницы о поколении «шестидесятников», из которых одни приспособились и преуспели, другие – большинство – тянут житейскую лямку, а третьи «растворились в небытии», то Елена Сергеевна отвечает, что исправлять отметок она не будет. И тогда Владимир, как будущий дипломат решивший довести начатое дело до конца, «добивает» Елену Сергеевну самым бесстыдным образом – ключ в его руках. Но именно в эту секунду видимого поражения наступает победа Елены Сергеевны. И не важно, что ценой жизни Елена Сергеевна Светланы Хомской победила! Ключ остается в квартире… Спектакль, поставленный Ларисой Куразовой, стал событием для города.
В ноябре Театру им. М. Ю. Лермонтова исполнилось 50 лет, его труппа насчитывала всего 23 артиста.
Женский состав: народная артистка ЧИАССР М. А. Слуцкая; артистки: Т. Г. Башлакова, Э. Г. Верещагина, Н. П. Гоголева, Т. Л. Епифанцева, М. А. Любина, С. А. Михайлова, И. Ф. Павлова, С. И. Хомская, Р. Х. Цицкиева, Т. Г. Чиганова, М. Б. Шитова.
Мужской состав: заслуженный артист РСФСР, народный артист ЧИАССР В. С. Белоглазов; заслуженный артист РСФСР Н. П. Жирнов, заслуженный артист ЧИАССР и СО АССР В. Д. Панов, заслуженный артист ЧИАССР С. Н. Хомский; артисты И. И. Бабич, Г. Л. Булушев, А. В. Голосков, В. Е. Душацкий, А. В. Заводюк, Е. К. Колосовский, О. Я. Попов. Главный режиссёр театра – В. И. Ильин.
К юбилею театра звание народного артиста ЧИАССР было присвоено С. Н. Хомскому и Н. П. Жирнову, заслуженными артистами ЧИАССР стали С. А. Михайлова и С. И. Хомская, заслуженной артисткой РСФСР – М. А. Слуцкая Вскоре В. С. Белоглазов был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Бывший ведущий артист и главный режиссёр грозненского театра Евгений Красницкий прислал на юбилей театра стихотворное подношение, зачитанное со сцены:
Театр зрелости и юности моей,
Ты полстолетья славно прожил,
Жил мыслями и чувствами людей,
Их души врачевал, умы тревожил.
Шагал тропой тернистою полвека,
Сквозь годы веру в жизнь пронёс,
Стремился ведать сердце человека,
С театром зритель и мужал, и рос.
И мы росли, и мы мужали…
Порою в град иной…
Иль мир иной переезжали.
А ты не изменял себе, и нам, и публике,
Искусству, времени, своей республике.
Сберёг к пятидесяти творческие силы.
Живи, твори, театр сердцу милый!
Успешных премьер желаю и сборов,
Единомыслия, творческих споров,
Артистам – ролей, достатка и счастья,
Признания зрителей, их соучастья,
Здоровья, кавказского долголетья,
Чтоб в том же составе отметить столетье!!!
А кто не дождался дня юбилея,
Не долетел, не домчал, не дожил,
Кто жизнь посвятил, себя не жалея,
Делу, которому страстно служил,
Кто душу, талант отдавал щедро людям,
Их не забудем. Не по‑за‑бу‑дем…
Сердечно юбиляров поздравляю,
Радости, творческих взлётов желаю,
Яркой афиши, этапных свершений!
Земляк и коллега Красницкий Евгений.
Юбилейные торжества остались позади. Наступила повседневная работа – репетиции, спектакли. Станислав Хомский попробовал себя в режиссуре. Для постановки взял не самую простую пьесу Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?». В пьесе четыре действующих лица: две супружеские пары – взрослая, Джордж и Марта, и молодая, Ник и Хани. Весь спектакль был «наэлектризован» исполнителями до такой степени, что казалось, ещё чуть‑чуть и произойдёт взрыв. Хомский сам сыграл Джорджа, его жену играла его жена Светлана Михайлова, а Ника и Хани – Андрей Заводюк и Наталья Гоголева. Спектакль оформил Алексей Киселёв. Сценография Киселёва была интересна и современна. Художник любил работать с пространством и светом. Следующим оформленным им спектаклем стал «Женщина, которая не знает слёз» (по пьесе Э. де Филиппо «Филумена Мартурано»). Для постановки пригласили Руслана Хакишева. Он много и плодотворно работал в Грозненском национальном театре им. Х. Нурадилова. Если театр берёт в репертуар подобную пьесу, то в труппе есть актриса, которая может сыграть главную роль.
Так когда‑то, в 50‑е, для Людмилы Вальднер и Петра Басова ставили «Пигмалион» Б. Шоу, в начале 60‑х «Анну Каренину» Л. Толстого на Валентину Плужникову, Евгения Красницкого и Георгия Гладких, в конце 60‑х «Обыкновенную историю» И. Гончарова для Владимира Белоглазова, Евгения Красницкого и Майи Слуцкой. В каждое десятилетие на грозненской сцене были свои герои времени. И, слава Богу, они были талантливыми артистами. Так вот, роль Филумены была отдана Майе Слуцкой – артистке, которой был подвластен любой сложный репертуар. Под стать героине были и Доменико Сориано, и его друг Альберто в исполнении Вениамина Панова и Владимира Белоглазова. Доменико должен усыновить детей Филумены, так и не узнав, кто же из них его настоящий сын.
В борьбе за счастье сыновей – Умберто (Андрей Заводюк), Риккардо (Олег Попов) и Миккеле (Владимир Душацкий) – раскрывался сложный характер героини Слуцкой, которую не сломили ни унижения, ни бедность, доходившая порой до нищеты, через которые она прошла. Продажная женщина Филумена одного из своих «гостей» – Доменико – полюбила по‑настоящему, отдав ему свою молодость. Всё богатство натуры Филумены М. Слуцкая раскрыла через проявление её материнских чувств. Филумена рассказала сыновьям о своём прошлом. Экспрессивный монолог артистка заканчивала паузой, ожидая их решения. Дети поняли и приняли мать. Филумена с презрением бросала в Доменико его деньги. Для Майи Слуцкой эта роль стала большой творческой победой.
Театром стала руководить Лариса Куразова. Кроме вышеназванных постановок красочно и с юмором она поставила сказку Д. Урбана «Все мыши любят сыр». Вот где могли «оторваться» артисты, занятые в этой работе. Спектакль был очень музыкальным и ярким. Сюжет о белых и серых мышах – сродни веронцам Ромео и Джульетте или современным Валентину и Валентине. Даже у мышей были свои войны и отношения. В грозненском театре не было заведено, что одни артисты играют в сказках, а другие – нет, и потому даже ведущие артисты играли и в сказках, и в серьёзных спектаклях. Вскоре была поставлена «Ханума» А. Цагарели – пьеса в переводе В. Константинова и Б. Рацера обошла многие сцены СССР. Среди самых знаменитых была постановка в Ленинградском БДТ им. Горького с Людмилой Макаровой в заглавной роли, осуществленная Георгием Товстоноговым. Другой патриарх отечественной режиссуры – Пётр Монастырский – поставил пьесу у себя в Куйбышеве с Верой Ершовой и Светланой Богомоловой и в Московском театре им. Гоголя со Светланой Брагарник. Куразова отдала заглавную роль Татьяне Епифанцевой. А. Шариповым была написана музыка. Танцы поставили А. Мажидов и Д. Музакаев. В подобных пьесах можно уйти либо в «водевильность», либо в «опереточность». Куразова ставила спектакль о людях, которые были бы понятны зрителю и созвучны времени. Люди всегда влюблялись, женились и выходили замуж часто не за тех, кого любили. Сваха Ханума соединяла сердца влюбленных. Ярким её антиподом была другая сваха с Авлабара – Кабато, которую эффектно, с восточным колоритом играла Светлана Михайлова. Актёрский состав был на высшем уровне: Станислав Хомский (князь Пантиашвили), Владимир Белоглазов (Микич), Светлана Хомская (сестра князя Текле), Наталья Гоголева (Сона), Игорь Бабич (Котэ).