Государственный русский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова

"Без культуры - нет нации"

Ахмат Абдулхамидович Кадыров

ИСТОРИЯ ТЕАТРА. ШЕСТИДЕСЯТЫЕ

Из книги: "Есть такой театр..." П.Тихомиров

В пятидесятые и шестидесятые, когда артисты с утра до поздней ночи пропадали в театре, их культурной Меккой была библиотека ВТО, которая находилась тут же при театре. Её руководителем был немолодой человек по имени Гурген Георгиевич Татосов. Именно он советовал артистам, особенно молодым, что нужно прочитать перед репетицией того или иного нового спектакля. К нему приходили за советом, и всегда библиотека была полна людьми. Здесь спорили, встречались или просто пережидали время между репетицией и спектаклем. Так вот этот самый Гурген Татосов писал разные стихотворные шаржи и эпиграммы как на артистов, так и на спектакли.

Маргарите Кирилловой

Нос меняет, габариты,
Всё в тумане – полный транс.
Вот что сделал с Маргаритой
Подкреплённый гайморитом
Заполночный преферанс.

Ефиму Верову
(по театру ходила фраза «С Веровым надо кончать».)

Мы в жизни во что‑то верим,
На всём провиденья печать…
Но что же нам делать с Веровым?
– С Веровым надо кончать!

Надпись на кулинарной книге

А когда на Волгу лягут тени
И заря погасит яркий свет,
Вспомните, родные, о Гургене,
Кушая изысканный обед.

Людмиле Сторожевой

Говорят, хорошая актриса,
Посмотреть хотелось бы скорее.
Жаль, что бесприданница Лариса
До спектакля очень постареет.

Нине Чипиженко

Труда отдав немалого,
В театре, верно, с год
Вдовица Огудалова
Ларисе мужа ждёт.

Людмиле Вальднер

Актриса большого диапазона
Игры показала особый класс.
Начала карьеру как Дездемона,
А кончила – Женькою Ксидиас.

Людмиле Вальднер
(После спектакля «Почему улыбались звёзды»)

Не меркнет в актрису вера,
Везде она хороша.
А вот милиционера
Не принимает душа.

Нине Чипиженко

Вы сейчас играть в театре
В трагедийном стали тоне –
Подошли б для Клеопатры
Или Цезарь, иль Антоний.

Тамаре Барбашовой

Любви как связывались нити,
Следил, волнуясь и дрожа.
Боюсь, что вы не соблазните
Такого типа, как Моржа.

Марии Чарской

Всё как будто бы резонно,
Но в тревоге сердце тает.
Может быть, к концу сезона
Маша сына воспитает.

Тамаре Кулагиной (к дебюту)

Протянув искусства нити,
Покорили всех вы в зале:
Хохотал не только зритель,
Даже звёзды улыбались.

Людмиле Борской

Ужели однолюб вам нужен?
Ведь всё рассеется, как дым.
Нехорошо, имея мужа,
Гоняться в пьесе за другим.

Людмиле Сторожевой

Вы показали, играя,
Юности шторма и бури,
Только жаль, дорогая,
Что я – не Юрий.

Саше Михайлушкину

Трудом он занят благородным:
Изящен, весел, мил, остёр…
Артистом хочет стать народным,
Но не пускает режиссёр.

«Свет далёкой звезды»

Конечно, быть не может спору –
Свет до звезды от нас далёк.
И как не плакать режиссёру,
Когда звезды достичь не смог.

Вале Плужниковой

Мне на мир не хочется глядеть,
На пути одни лишь неудачи.
Мне тобой хотелось бы владеть,
А владеет Михаил Недачин.

(«Валя услышав эту эпиграмму, расхохоталась и поцеловала меня».)

Георгию Гладких

Попал в театр просто клад,
Но, видит Бог, его съедят.

Козицину

Всё в огненно‑азартном стиле,
И страсть, и пыл. Зубовный скрежет.
Наверное, в премьеру Филя
Партнёров двух иль трёх зарежет.

В начале шестидесятых театр отличался романтическим направлением своего репертуара. Высокая драматургия была основой того времени: «Иванов» А. П. Чехова, «Иркутская история» А. Арбузова, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Океан» А. Штейна, «Три товарища» Э.‑М. Ремарка. Сам по натуре человек романтического склада, Николай Децик выстраивал репертуарную политику на высокой художественной основе. Нельзя сказать, что в театре той поры не шли, как сегодня бы сказали, однодневки. Но они не определяли стиля театра и всё равно не роняли его режиссёрского и исполнительского уровня. И даже спектакли по пьесам А. Сафронова, И. Куприянова или Н. Погодина стилистически не выбивались из общего ряда. 

Это было время подъёма страны и искусства. Грозненский театр шёл в ногу с этим временем.

«Анна Каренина» – мечта любого большого театра. После МХАТа инсценировка романа Л. Н. Толстого обошла все провинциальные сцены. В сороковые годы на грозненской сцене её должен был ставить Я. И. Уринов с А.Г. Кумагорской в заглавной роли. Спектакль не вышел. И вот в начале 1960‑х Н. К. Децик отважился на это огромное сценическое свершение. Начать с того, что режиссёр очень точно определил исполнителей и правильно распределил роли. Как настоящий художник, он влюблялся в своих актёров, что всегда обеспечивало успех работы. Для Децика всё и вся были важны. Артисты, работая над ролями, писали конспекты. Работа шла «по Станиславскому». Среди постановочных приёмов Децика были такие, как, например, «видение за стеклянным занавесом» – действенный анализ роли или «милицейский протокол» – сюжетная линия героев и её детективная основа. Так рождался характер не только того или иного персонажа, но и самого спектакля. Через такие упражнения проходили все участники спектакля вне зависимости от того, кого они играли: Анну, Вронского, Каренина, или просто участвовали в массовке, например «на скачках». Децик даже на небольшие роли назначил ведущих артистов труппы. Так жену посланника играла Л. Н. Вальднер, княгиню Мягкую – Н. Ф. Чипиженко, Марию Ефимовну – М. М. Асенкова, М. К. Чарская – графиню Вронскую. Варю Вронскую играла совсем молоденькая Зиночка Вакуленко. Успех спектакля, конечно, определяли исполнители главных ролей: Маргарита Кириллова (Бетси Тверская), Нина Тайц (графиня Лидия Ивановна), Борис Казанский (Стива Облонский), Георгий Гладких (Алексей Вронский) и Валентина Плужникова с Евгением Красницким – супруги Каренины. Плужникова была не просто хороша в этой роли – она была восхитительна, за ней было интересно наблюдать, даже когда она молчала, просто присутствуя в той или другой сцене. Вот до такой степени режиссёром и актрисой были точно выстроены рисунок роли и внутренние мотивации героини. Её поступки были всегда оправданы, каждая минута сценического существования актрисы была наполнена жизнью Анны. Не менее интересен был Красницкий в роли Алексея Александровича Каренина. От природы артист с характерным началом, в этой роли он достигал огромного драматизма, граничащего с трагизмом. Дуэт Плужниковой и Красницкого был филигранен. Георгию Гладких не хватало актёрской фактуры в роли Вронского, но это совсем не значило, что он её играл посредственно. Просто зритель был скорее на стороне Красницкого‑Каренина, нежели Гладких‑Вронского.

Сродни «Анне Карениной» по проработкам ролей был ещё один спектакль Н. К. Децика – «Иркутская история» А. Арбузова. И снова правильное распределение ролей. На этот раз ведущие и начинающие артисты театра – Л. Н. Вальднер, Е. И. Красницкий, Т. И. Малухина, В. В. Губин, В. С. Белоглазов, В. И. Левицкий, Т, А. Ковалёва – были заняты в Хоре, который сопровождал весь спектакль, следил за действием и комментировал его. Любовный треугольник между Валькой, Сергеем и Виктором был понятен и близок зрителю. Сама пьеса была живой в своей актуальности, её герои были близки и понятны. По‑разному исполняли главную героиню Валентина Плужникова и Марта Бабкина. Если Плужникова была более утончённой, то Бабкина была проще и житейски оправданней. И потому внезапное перерождение разухабистой героини Бабкиной становилось эффектней. Под стать обеим была кассирша Лариса (Тамара Кулагина). Георгий Гладких играл Сергея Серёгина чистым человеком, с которым хотелось быть рядом. Виктор Мальчевский был очень убедителен в роли своего тезки Виктора (Бойцова), настоящим героем времени. Порой казалось, что персонажи спектакля вышли на сцену из зрительного зала. Искренность, достоверность и влюблённость в своих героев со сцены изливалась на зрителей, для которых все действующие лица становились близкими и родными людьми. После спектакля публика выходила из зала наполненной энергией актёров.
У каждого артиста были свои поклонники, ожидавшие их после спектакля, в театр приходили письма, в артистов влюблялись. Театр той поры часто бывал в Нефтяном институте, Гиброгрознефти, Педагогическом институте. Артисты выезжали на заводы и в школы, гастролировали по республике. И это не всегда были города, большие или маленькие, – порой станицы или аулы, поездки в которые нередко сопровождались всяческими курьёзами. Сцены мастерились из кузовов машин. Если зрители не знали русского языка, то туда старались повезти спектакли с красочными костюмами. Гастрольный репертуар в основном состоял из классики. Чеченский сельский зритель видел другую, непонятную ему, красивую жизнь. Театр всегда ждали! А после спектакля зрители одаривали артистов яблоками, помидорами и всякой другой снедью. Для города же театр был подлинным университетом. Артистов в городе знали и любили.

Для артистов «жилплощадь» не имела никакого значения. Главным был театр. В общежитии с инвентарными номерами на мебели жилось хорошо. У артистов был «блат», по которому можно было купить книги, – нет, не продукты, а именно книги. Театральное общежитие было огромным. Рядом с артистами театра им. Лермонтова жили артисты филармонии. Южный город диктовал свои условия. Когда в Грозный приехали после окончания Ленинградского театрального института Р. Исрапилова и М. Цицкиев, то им предоставили комнату в жилом фонде города, а В. Садаевой – комнату в общежитии, где по соседству с ней жили совсем юные Т. Малухина и А. Михайлушкин, а напротив – немолодая актриса Мария Константиновна Чарская.

Вся актерская жизнь вертелось на пятачке в центре города, рядом с театром. Общежитие находилось на главной улице – проспекте Революции. Перед сквером, через который артисты шли в театр, всегда было много цветущих роз. Вообще, город весь был в цветах. Вся Августовская улица (позднее – бульвар Победы) была усажена клёнами, а осенью, когда листья желтели и краснели, красота была потрясающая. За театром находились огромное старое здание Нефтяного института и кинотеатр «Челюскинцы». А на улице Красных фронтовиков, по которой ходили трамваи, располагался Русский театр им. М. Ю. Лермонтова.

В начале шестидесятых из театра ушла его прима, ведущая артистка, на которой во многом держался репертуар лермонтовцев – Людмила Вальднер. Она сыграла генеральную репетицию спектакля «Три товарища» (по роману Э.‑М. Ремарка), который ставил А. Г. Ридаль, и уехала в город Ногинск Московской области. На роль Патриции Хольман, или Пат, была введена только что приехавшая красивая, эффектная Марина Ярцева. Сыграла она профессионально, зрители и партнёры её приняли. Проработав в театре сезон и сыграв в «Анне Карениной», артистка (вместе с мужем А. Г. Черновым) уехала из Грозного.

Театр продолжал ставить советскую драматургию, среди которой было много и «мусора». Правда, попадались пьесы, которые и сегодня можно бы ставить Среди удач того времени «Неравный бой» В. Розова и «Океан» А. Штейна. Первый поставил Ридаль, второй – Децик. В обеих постановках были свои актёрские удачи: Б. К. Казанский и И. Н. Шаповаленко (Заварин), Н. Ф. Чипиженко (Заварина), М. К. Чарская (Шилова), В. Н. Оглоблин (Галкин), З. А. Вакуленко (Лиза), В. С. Белоглазов (Митя) и Н. М. Тайц в «Неравном бою», В. Н. Мальчевский (Платонов), Е. И. Красницкий (Куклин), М. И. Бабкина (Маша), В. Г. Щербаков (Задорнов), Т. Е. Кулагина (Анечка), Е. П. Павловский (Часовников‑младший) в «Океане». После ухода Павловского эту роль блистательно сыграл Красницкий. В премьере спектакля состоялся дебют Б. Г. Кеворкова в роли Часовникова‑старшего. В Грозный Кеворков приехал сложившимся артистом. Позади у него были ведущие театры страны и замечательные роли. Кеворков на грозненской сцене первый раз появился в 1935 году и прослужил почти два сезона. Среди заметных ролей той поры были Французский солдат в «Интервенции» и Яков Лаптев – племянник Булычова в «Егоре Булычове». Через двадцать пять лет в репертуаре артиста, естественно, появились роли отцов семейств. Среди значительных – Карташов («Миллион за улыбку»), Безликий («Цветы живые»), Тонуш Новак («Щедрый вечер»), Муштаков («Чемодан с наклейками»), 1‑й толстяк в «Трёх толстяках» и ряд других. Проработав несколько сезонов, Борис Кеворков уехал во Владикавказ, где служил сначала в русском театре, а потом – в национальном, вместе с Владимиром Тхапсаевым, и стал заслуженным артистом СО АССР и лауреатом Государственной премии им. К. Хетагурова. В Грозный вернулся ещё один артист, работавший здесь в те же тридцатые, – М. М. Хохловкин. Среди молодёжи той поры выделялись Л. А. Чариков, А.А. Цыганков, Т. А. Ковалёва, З. А. Вакуленко, Е. Т. Алфер. Много играли более опытные артисты: Г. А. Гладких, В. Н. Мальчевский, А. В. Поздоровкин, Т. Е. Кулагина – и мастера старшего поколения: В. Н. Оглоблин, А. И. Неверов, М. М. Асенкова, М. К. Чарская, Н. Ф. Чипиженко, В. И. Левицкий, Б. К. Казанский.

В труппе были два артиста, о которых нельзя не сказать, – это Анатолий Чернущенко и Евгений Колосовский. Всю жизнь они играли небольшие роли и эпизоды – но как играли! Теперь почти утрачено понятие «артист эпизодических ролей» – все всё могут. Но тогда никто в театре, кроме этих двоих, не сумел бы сыграть так, как Чернущенко Маркина в «Сыне века» или Молодцова в «Потерянном сыне», и Колосовский в спектакле «Два цвета» (Бабец), или «Клоп» (Старик), или «В день свадьбы» (Менандр Николаевич). Это были два мастера, которые пронесли огромное уважение к грозненскому театру и своей профессии через всю свою жизнь. К 90‑летию со дня рождения В. И. Ленина театр поставил пьесу Н. Ф. Погодина «Цветы живые», где в роли вождя выступил Виктор Оглоблин. Естественно, это была программная роль всей его творческой жизни. Поэтому артист должен был быть членом Коммунистической партии и – как Виктор Наркисович – секретарём партийной организации театра. Это было почётно и ответственно. Разумеется, он стал народным артистом сначала Чечено‑Ингушской АССР, а потом и РСФСР. Но это никак не умаляло его таланта. Кроме Ленина, у Оглоблина, который пришёл в грозненский театр в 1950 году, было много ярких ролей, среди которых выделяются Семён Семёнович в «Ленинградском проспекте», Андреев в «Хочу верить», М. И. Кутузов в «Денисе Давыдове», пан Душкевич в «Щите и мече». Но главной его ролью всё равно остался Ленин, которого он сыграл после «Цветов живых» ещё не раз.

Интересной стала постановка пьесы греческого поэта и драматурга А. Парниса «Остров Афродиты». Спектакль был наэлектризован драматической ситуацией на фоне безмятежного пейзажа острова Кипр (художник Ф. М. Кузнецов). Центром спектакля А.Г. Ридаля была словесная дуэль двух матерей: греческой Ламбрини (Н. Ф. Чипиженко) и английской Глории Паттерсон (Н. М. Тайц). Диалог матерей, вернее, актрис, которые их играли, достигал высочайшего накала и не мог оставить равнодушными зрителей. На сцене встретились две замечательные артистки, каждая из которых умела плести свои актёрские кружева. И Тайц, и Чипиженко любили и умели партнёрствовать с равными себе по таланту. Поэтому их роли становились куда объёмнее и интереснее написанных драматургом. Психологической глубиной отличались и другие исполнители, особенно Г. А. Гладких (Ричард Китс). После Гамлета эта роль стала для Гладких самой значимой в его репертуаре. Роль врача была сыграна им так достоверно, что многие верили, что именно от него многое зависит в сюжете спектакля. Сила искусства! Среди удач спектакля – В. Н. Оглоблин в роли Джорджа Маклея, В. Н. Мальчевский – Ральф Оуэнс, Е. Т. Алфер в роли Вики и совсем молодая актриса В. А. Садаева в роли Кэт.

В начале 60‑х в театр после окончания Ленинградского театрального института пришли Роза Исрапилова, через несколько лет начавшая выступать под фамилией Цицкиева, и Вероника Садаева. Для Исрапиловой, грозненский русский театр окажется единственным в жизни, тогда как Садаева, проработав два сезона, уедет из города, а через несколько лет станет славой и гордостью удмуртской сцены. Среди удач актрисы на сцене театра им. Лермонтова – служанка Нины в «Маскараде», Кэт в «Острове Афродиты» и Аннушка в комедии А. Н. Островского «На бойком месте». Роль разбитной сестры героини сыграет ведущая артистка труппы Валентина Плужникова. После премьеры Плужникова, принявшая Садаеву как достойную партнершу, напишет ей: «Дорогая Вероника! Поздравляю Вас с премьерой, очень‑очень хорошей работой и желаю ещё больших успехов дальше. Вы очень приятная партнёрша, с Вами легко и приятно работать. Будьте такой и дальше. Счастья вам, успехов и ещё раз успехов! С уважением, Валентина Плужникова. 23.12.1961 г. «На бойком месте» Ваша Евгения». Сегодня Вероника Садаева – ведущая артистка Удмуртского национального театра, народная артистка России и Удмуртии, гордость республики и Ижевска, а тогда, в начале шестидесятых, она делала свои первые шаги на профессиональной сцене, и это было в Грозном.

Советский репертуар был главенствующим для театра. Кроме Симонова, Крона, Арбузова и Розова, конечно, в Грозном, как и везде, ставились пьесы А. Софронова: «Миллион за улыбку», «Стряпуха», «Стряпуха замужем». Надо сказать, что, подобно Театру им. Вахтангова, Н. К. Децик пытался несколько «облагородить» повествование о Павлине и Степане. Зрители любили смотреть историю о поварихе с кубанского хутора. В роли главной героини выступила Валентина Плужникова, Степана играли два артиста – Анатолий Поздоровкин и Виктор Щербаков, в ролях Андрея Пчелки и Маши Чубуковой выступили молодые Владимир Белоглазов и Елизавета Алфер. Ярчайшей по актерским приёмам и выразительности характеров стала постановка комедии Р. Шеридана «День чудесных обманов» (режиссер Н.К. Децик). Историю о дуэнье донны Инессы, обманным путем вышедшей замуж за Жулио Мендозо, рассказали А. М. Новосельская в роли дуэньи Доротеи и Е. И. Красницкий, уморительно смешно исполнивший Мендозо. Вот где был актерский кураж! Красницкий, будучи ещё молодым актером, придумал грим и внешний облик старика. А сколько было актерских находок в сцене признания в любви мнимой невесте! В роли Мендозо Красницкий в очередной раз продемонстрировал диапазон своего актерского дарования. Молодых героев играли В. Г. Щербаков (дон Фернандо), В. Н. Мальчевский и П. А. Отиев (дон Антонио), Р. Х. Исрапилова (Инесса), В. П. Бабкова и В. А. Садаева (Леонора).

Красницкий как режиссёр поставил сказку Ю. Олеши «Три толстяка». Спектакль был интересно решен художником Э. Э. Валентиновым. Среди исполнителей выделялись П. А. Отиев в роли гимнаста Тибула; Р. Г. Погосова, игравшая Суок; В. И. Гетманец в роли наследника Тутти; М. К. Чарская – добрая тетушка Ганимед, В. Н. Оглоблин – доктор Гаспар и конечно же сами Толстяки – Б. Г. Кеворков, Б. К. Казанский и М. М. Хохловкин.
Осенью 1962 года по решению Министерства культуры РСФСР были открыты филиалы Школы‑студии МХАТ в Калинине, Оренбурге, Тамбове, Вологде и Грозном.
Эти школы явились осуществлением одного из заветов Константина Сергеевича Станиславского, который считал возможным давать молодёжи высшее театральное образование в театре: молодой актёр получает в театре повседневную практику одновременно с полным курсом теоретического и общеобразовательного развития в объеме театрального института. Станиславский называл такой тип обучения «школой на ходу».

В грозненский филиал были приняты 15 студентов. До выпуска дошли 13: Роза Ахметшина, Валентина Бабкова, Владимир Белоглазов, Валерий Губин, Александр Кущ, Тамара Малухина, Александр Михайлушкин, Станислав Непряхин, Альберт Новосельский, Роза Погосова, Валентина Полунина, Ирина Ушакова, Виктор Яковлев.
Руководителем и вдохновителем курса стал Николай Кузьмич Децик – главный режиссёр грозненского театра той поры. Децик поставил ряд спектаклей, на которые зрители стремились попасть: «Гамлет» с Георгием Гладких в заглавной роли, «Анну Каренину» с Валентиной Плужниковой и Евгением Красницким. Надо сказать, что режиссёр умело занимал ведущих артистов в репертуаре руководимого им театра. Так любимица театра и города, заслуженная артистка ЧИАССР Людмила Вальднер наряду с главными героинями в спектаклях «Третья патетическая», «Лиса и виноград» могла сыграть у него эпизодическую роль жены посланника в «Анне Карениной». Такое положение вещей считалось в театре нормой и распространялось на всю труппу.

Занятия студийцев начинались с 8 утра и продолжались до полудня. Соответственно, репетиции были сдвинуты на час. Будущие профессиональные артисты очень плотно были заняты как в репетициях, так и в спектаклях театра. С 15.00 до 17.00 работали над отрывками и сценами для экзаменов и дипломных спектаклей. В 18.00 шли готовиться к вечернему спектаклю. Молодость и какая‑то невероятная любовь к театру, доходившая порой до фанатизма, делали возможным пребывание в театре с раннего утра до позднего вечера.

Ежегодно два раза, зимой и весной, студийцы сдавали экзамены и зачёты. На зимние и весенние сессии из Москвы, из Школы‑студии МХАТа приезжали преподаватели кафедры для приёма экзаменов и зачётов по специальности. На экзамены по специальности за первый курс в 1963 году студенты выехали в Москву. Ежегодно приезжали в Грозный ректор Школы‑студии, кандидат искусствоведческих наук Вениамин Захарович Радомысленский, профессор Александр Михайлович Карев, кандидат искусствоведческих наук Анна Николаевна Петрова, преподаватель по сценической речи Ольга Юльевна Фрид и представители Всероссийского театрального общества.

Вскоре после того, как студийцы были заняты в репертуаре театра, во взрослой её части, как это, к сожалению, бывает, возникли ревность и пересуды о том, что главный режиссёр Николай Децик занимается не театром, а студией, уделяя ей большее внимание.

За время обучения студенты подготовили восемь программ по мастерству актера и сценической речи и показали их на экзаменах и зачетах. Естественно, студенты мало понимали происходящее и не могли ему препятствовать. В театре начались собрания. Так ведущие артисты Б. К. Казанский и В. Н. Оглоблин «помогли» Децику оставить пост главного режиссёра. Его перевели в Национальный театр, но дали возможность довести курс до выпуска. После того как курс был готов к самостоятельной жизни, Децик уехал в Ленинград преподавать в ЛГИТМиКе.

К государственным экзаменам студенты грозненского филиала приготовили в учебном плане три спектакля: «Бессмертный» по пьесе А. Арбузова и А. Гладкова, который уже был показан зрителям на сцене театра им. М. Ю. Лермонтова и по телевидению. Второй спектакль: состоял из отрывков из классических пьес: «Свои люди – сочтемся» А. Н. Островского, «Пигмалион» Б. Шоу, «Трактирщица» К. Гольдони. Ещё один был постановкой пьесы Ф. Лопе де Вега «Чудеса пренебрежения».
На приёмные экзамены в Грозный вновь приехали представители Министерства культуры РСФСР, ВТО, Школы‑студии МХАТ под председательством В. З. Радомысленского.

За годы учёбы в студии молодые актеры сыграли ряд больших ролей в спектаклях театров им. М. Ю. Лермонтова и Ханпаши Нурадилова. Тамара Малухина – Офелию в «Гамлете», Нину в «Маскараде»; Владимир Белоглазов – Лапченко в «Иркутской истории», Алексея в «Рассудите нас люди», Василия в спектакле «В день свадьбы»; Валентина Полунина – Олю в спектакле «Свет далекой звезды» и Машеньку в одноименном спектакле; Александр Кущ – Радика в «Иркутской истории»; Роза Погосова – Марфиньку в «Обрыве» и Евстолию в «Чти отца своего…»; Александр Михайлушкин – Викентьева в «Обрыве», Олега Баяна в «Клопе»; Валентина Бабкова – Светлану в «Фаусте и смерти» и главную героиню – Нюру Салову «В дне свадьбы»; Станислав Непряхин – Воронина в «Свете далекой звезды» и Николая «В дне свадьбы»; Виктор Яковлев – Леонида Борисовича в «Машеньке» и Горацио в «Гамлете». Актёр Национального театра им. Х. Нурадилова Х. Нудушев сыграл Дауда («Солдат и Дауд»), Евкура («Дороги любви») и Казбека («Муж моей жены»).

13 марта 1966 года состоялась премьера дипломного спектакля грозненского филиала Школы‑студии МХАТ:
А. Арбузов, А. Гладков. Бессмертный (Неожиданная осень). Режиссёр спектакля – Н. К. Децик, художник – В. С. Григорьев. Роли исполняли: Александр Гехт – Владимир Белоглазов, Пантелеймон Сугробов – Виктор Яковлев, Кирилл Левченко – Александр Кущ, Леонид Цветаев – Валерий Губин, Василий Воробьев – Александр Михайлушкин, Женя Сокол – Тамара Малухина и Валентина Полунина, Марина Китаева – Роза Ахметшина, Леночка Москвина – Роза Погосова, Тоня Байкова– Ирина Ушакова и Валентина Полунина, Федор Иванцов – Станислав Непряхин.

В спектакль ввели артистов театра, и он на несколько лет вошёл в его репертуар.
Децик поставил спектакль «Фауст и смерть» А. Левады. После генеральной репетиции режиссёр, как и многие, был недоволен работой первого артиста труппы Г. А. Гладких. Он сделал ему ряд замечаний и даже думал заметить его в роли Ярослава, так как в спектакле «не было» главного героя. На следующий день была назначена репетиция. Георгий Гладких за одну ночь переосмыслил роль и, придя на репетицию, предложил новый вариант исполнения. Мастерство артиста, умеющего работать и самостоятельно, помогло родиться не только спектаклю, но и удачному образу главного героя. Рядом с Гладких в тот период играли молодые, ведущие репертуар артисты: М. И. Бабкина (Ирина), В. С. Белоглазов (Роман), Р. Г. Погосова (Светлана), В. Г. Щербаков и В. Н. Яковлев (Механтроп), В. Н. Мальчевский и А. В. Поздоровкин (Вадим). Спектакль пошел.

Две постановки осуществил Э. И. Сорокин: «Ленинградский проспект» И. Штока и «Коллеги» В. Аксенова и В. Стабровой. В этих спектаклях утвердилось лидирующее положение артистов, игравших основной репертуар: Е.Н. Красницкий, Г. А. Гладких, М. И. Бабкина, В. Г. Шербаков, В. Н. Мальчевский, В. И. Плужникова, В. С. Гоголев, А. В. Поздоровкин, Т. И. Малухина, В. С. Белоглазов…

Очень смешной была поставленная в театре комедия положений «Лгунья» по пьесе М. Мейо и М. Эннекена. До такой степени смешной, что в Баку во время гастролей театра «скорая помощь» увезла со спектакля женщину, у которой от хохота разошелся послеоперационный шов. Вот такой был яркий и весёлый спектакль. В нём замечательно и совершенно по‑разному играли Марта Бабкина и Тамара Малухина. Бабкина была более опытной артисткой, соответственно и более опытной женой Вильяма Гаррисона, роль которого поочередно исполняли Георгий Гладких и Виктор Мальчевский. Невероятно забавным был Евгений Красницкий, изображая Джимми Скотта, – он просто «купался» в роли. Актёрские импровизации по ходу представления были так неожиданны и великолепны, что молодые артисты приходили на спектакль специально, чтобы посмотреть, какие «сюрпризы» преподнесут артисты зрителям и друг другу. Мэджи играла Маргарита Кириллова. Очень колоритна была Нина Чипиженко в роли миссис Петингтон, которую артистка играла в очередь с Ниной Тайц. Этот спектакль не просто полюбился труппе – он ещё и «кормил» театр, поднимал настроение. Его смотрели по нескольку раз. Именно на таких спектаклях оттачивается мастерство актёра. Н. К. Децику удалось поставить комедию положений, отказавшись от всех профессиональных штампов, но задействовав все актёрские выразительные приёмы. Спектакль шёл много лет. Уходили артисты, менялся репертуар, но «Лгунью» хотели смотреть всё новые и новые поколения зрителей. (В дальнейшем изменился состав исполнителей: Кэтти – М. А. Слуцкая, миссис Петингтон – Л. А. Лысова, Зоэ – Г. А. Афанасьева и Р. Х. Исрапилова.)

В театре, носящем имя великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, состоялась премьера его драмы «Маскарад». Это было второе обращение коллектива к загадочной пьесе. Если верить театральным суевериям, она, как у англичан «Макбет», может принести несчастье. Но постановка Н. К. Децика и художника Э. Э. Валентинова решительно опровергла подобное заблуждение. Спектакль стал событием не только для театра, но и для города. С момента первого показа, где бы ни гастролировал театр, «Маскарад» был его визитной карточкой. Вот как писала о спектакле газета «Грозненский рабочий» 27 февраля, 1963 года:

«Сложным и многогранным создаёт образ Арбенина артист Е. Красницкий. О его новой роли шли споры задолго до премьеры. Одни признавались, что не представляют в роли Арбенина этого артиста. Другие вспоминали сыгранную им роль Каренина и убеждали, что у Красницкого большой творческий диапазон. Но и те и другие сходились в одном – в спектакле будет умный и своеобразный Арбенин.<…> Арбенин Красницкого не романтический герой с демоническим характером. Для Арбенина – человека гордого ума – нет ничего дорогого, ничего святого, кроме Нины, кроме её любви. Нина – его добрый гений.<…> Е. Красницкий не старается целиком оправдать своего героя. Он глубоко раскрывает терзания Арбенина, вызывает у зрителей и гнев, и сочувствие…. Траурным крепом обиты колонны. Мерцают свечи в белоснежных канделябрах. На чёрном фоне резко выделяется белая лестница, ведущая в комнату, где лежит мёртвая Нина:
“Ужель я ошибался?/ невозможно/ Мне ошибиться./ Кто докажет/ мне/ Её невинность?/ Ложно, ложно!”

Как хочется Арбенину – Красницкому поверить, что он совершил справедливый суд. <…> Конечно, и большая страсть, и настоящий трагизм раздумий Арбенина – Красницкого могли бы показаться фальшивыми, если бы в спектакле не было настоящей Нины. Нина в исполнении артистки Т. Малухиной искренна, обаятельна, наивна. Молода не только возрастом, но душой, сердцем, своим отношением к жизни. <…>Творческой удачей артиста Г. Гладких является роль Неизвестного. Холоден взгляд его. Чувствуется в нём ненависть к Арбенину, его прошлому превосходству, презрение к его мукам, его слабости и растерянности. Он мстит за погибшую молодость, за свою осквернённую жизнь. И кажется, в этом униженном, страдающем и одновременно жестоком человеке соединилось всё зло и вся низость общества, которое может в минуту возвеличить и в минуту погубить. Таков Неизвестный в ярком, психологически тонком исполнении Г. Гладких. Таковы все в этом мире. Никто не может быть самим собой. Вечная раздвоенность в характере и поведении. Такова и баронесса Штраль в исполнении артистки М. Кирилловой. То она Маска, жадно, отчаянно добивающаяся любви Звездича, то надменная великосветская дама».

Надо сказать, что артистам нравилось играть этот спектакль. И поэтому наряду с участниками премьеры в спектакле появились несколько новых исполнителей. Так, Марта Бабкина совершенно по‑своему сыграла баронессу Штраль, а артиста А. Лобко в роли князя Звездича сменил Виктор Щербаков, придав своему герою необходимые ему шик и легкомыслие и создав гораздо более убедительный образ. В спектакле был ряд интересно решённых эпизодических ролей, например: Е. Колосовский (Шприх), М. Чарская (служанка Нины). Мария Константиновна Чарская много и интересно рассказывала Тамаре Малухиной, как она играла Нину в тамбовском театре. Как вспоминала потом Малухина, показанные ей фотографии Чарской в этой роли производили на неё впечатление красивого и добротного спектакля, и особенно – прекрасного исполнения Чарской. Героиня Малухиной была куда моложе, человечнее, непосредственнее и ранимее жизнь света для неё была чуждой и скушной.

В спектакле Децика всё было продумано и выверено до мельчайших подробностей. Не зря даже самые, казалось бы, незначительные роли играли очень хорошие артисты: М. Асенкова (Дама), произносившая‑то всего одну фразу; Н. Тайц (Хозяйка бала), Б. Казанский (Доктор).
В 1964 году творческим вечером театр отметил 50‑летие со дня рождения и 30‑летие сценической деятельности заслуженной артистки ЧИАССР Нины Фёдоровны Чипиженко. На этом вечере артистка сыграла сцены с участием «матерей» и «бабушек», так полюбившихся грозненским зрителям. Татьяна Марковна Бережкова – среди ролей актрисы, может быть, самая знаменитая «бабушка» не только Чипиженко, но и вообще из созданных на сцене. Эта роль всегда была любима ведущими артистками как столичных, так и провинциальных театров. Чипиженко играла сцену с Верой (Марта Бабкина). Второй героиней вечера Нины Фёдоровны стала Мать из одноимённой пьесы К. Чапека. Сцену разговора Матери с погибшими сыновьями актриса исполняла на высокой патетической ноте. И было не важно, какой национальности её героиня и что имена сыновей звучат непривычно для грозненцев: Ондра (В. Яковлев), Иржи (А. Михайлушкин), Корнель (В. Щербаков), Петр (В. Мальчевский) и Тони (А. Кущ) – это были всем понятные мгновения подлинной любви и потерь.

Событием стало исполнение Валентиной Полуниной заглавной героини в пьесе А. Афиногенова «Машенька». Её героиня была чиста и наивна и за двадцать лет, прошедших со дня написания пьесы, нисколько не утратила своего обаяния. В роли её дедушки – профессора Окаёмова – выступил Виктор Оглоблин.
В тот год покинули театр Марта Бабкина и Виктор Щербаков, которых пригласили в Кишинёвский русский театр им. А. П. Чехова.

Б. В. Гутников поставил пьесу В. Розова «В день свадьбы» (художник. Э. Э. Валентинов). Сама пьеса явилась в те дни событием, а финальная реплика Нюры Михаилу Заболотному «Отпускаю!» в исполнении Антонины Дмитриевой в Московском театре им. Ленинского комсомола (реж. Анатолий Эфрос) стала хрестоматийной для всех театральных учебных пособий. В Грозном Нюру играли Н. А. Надеждина и В. Бабкова, а Михаила – Г. Гладких. Спектакль по тем временам казался очень актуальным и смелым. На роли были назначены ведущие артисты труппы: Салов (Б. Казанский), Женя (А. Михайлушкин), Николай (Е. Красницкий), Василий Заболотный (В. Белоглазов), Клава Камаева (Т. Малухина), Оля Кожуркина (В. Полунина), Менандр Николаевич (Е. Колосовский, В. Копылов).

Вскоре в репертуаре театра появилась ещё одна современная пьеса – «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова (реж. Н. К. Децик). И снова возникла перекличка с московским театром им. Ленинского комсомола, с постановкой А. Эфроса по той же пьесе. Н. К. Децику удалось сделать очень трогательный спектакль о любви, что стало особенно явным, когда на роль Лики ввелась Валентина Полунина. Леонидика сыграл прекрасный артист Евгений Хавричев, а заглавного героя – Георгий Гладких.

Для Евгения Красницкого, Евгения Хавричева и Нонны Надеждиной была поставлена пьеса К. Виттменгера «Человек со звезды». Если Хавричеву пришлось играть одну роль (Ганс Кифер), то Красницкому – шесть, а Надеждиной – семь. В этом спектакле лидерство было за Евгением Красницким, который не просто менял маски своих героев, а за считаные минуты перевоплощался в этих персонажей не только внешне, но и внутренне. Перед зрителями возникали целые миры. К сожалению, слабым звеном спектакля оказалась исполнительница женских ролей.

Еще одна удача середины шестидесятых – постановка сатирической комедии В. В. Маяковского «Клоп». Пьеса имела свою сценическую историю: сначала её ставил Вс. Мейерхольд в своем театре; затем, уже в пятидесятые годы, её поставил в Театре сатиры ученик Мейерхольда Валентин Плучек. У москвичей спектакль имел громадный успех, как, впрочем, и постановка в Челябинском театре. Н. К. Децик назначил на роли Присыпкина и Олега Баяна молодых Евгения Хавричева (недавно вошедшего в труппу) и Александра Михайлушкина. Спектакль оказался великолепным: Хавричев играл не просто глупость человека, мечтающего о «высшем свете», – а как бы квинтэссенцию Присыпкина, делая образ некоей гиперболой. Михайлушкин играл Баяна как человека, умело пользующегося в своих целях глупостью Присыпкина. (На вечере, посвященном театру им. Лермонтова в Доме актера им. Яблочкиной в 2005 году, Михайлушкин сыграл сцену из этого спектакля, в которой Баян учит Присыпкина танцевать. Артист молниеносно превращался из одного героя в другого – виртуозность этого перевоплощения была совершенно поразительной.) Среди тогдашних исполнителей стоит назвать Р. Г. Погосову (Зоя Берёзкина), Т. Е. Кулагину (Розалия Павловна) и всевозможных разносчиков – кукол, абажуров и т. д. (В. В. Губин, В. С. Белоглазов, С. М. Непряхин, Г. М. Гладких, Д. П. Казанская, Е. К. Колосовский, А. Г. Новосельский).

Главным режиссёром грозненского театра после Децика стал заслуженный артист ЧИАССР В. Э. Вайнштейн, до того работавший в Театре им. Нурадилова. Артисты, привыкшие к творческой манере Децика, не сразу приняли нового главного. (Правда, привыкать пришлось ненадолго, так как Вайнштейна на посту главного режиссёра вскоре сменил Евгений Красницкий.) Нельзя сказать, что год с Вайнштейном был не стоящим внимания, – достаточно того, что было поставлено «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского.

Долгие годы Достоевского ставили мало, да и то в основном «Униженных и оскорбленных». Вайнштейн взял инсценировку С. А. Радзинского. Её в середине пятидесятых, за десять лет до грозненской премьеры, поставил Московский театр им. Ермоловой, а через три года после грозненцев – Московский театр им. Моссовета с Геннадием Бортниковым и Ией Савиной, Леонидом Марковым и Ириной Карташёвой в ролях Раскольникова, Сони, Порфирия Петровича и Катерины Ивановны. Вайнштейн отдал роли главных героев Георгию Гладких и совсем молодой Валентине Полуниной. Гладких играл Раскольникова человеком умным, испытавшим унижение и перенесшим многие лишения. Само преступление Раскольникова – страшный сон, от которого герой Гладких должен пробудиться. Для Полуниной, актрисы тонкой и хрупкой, роль Сони Мармеладовой стала «звездной». В её репертуаре были Машенька в одноименной пьесе и Лика в спектакле «Мой бедный Марат». Полунина – артистка думающая и сомневающаяся, и ей удалось взять в роли проститутки Сонечки верную ноту. Сцена чтения Евангелия стала в спектакле Вайнштейна главной. Сонечка Полуниной возвращала Раскольникова (Гладких) к реальности жизни. Интересной работой стала и Дуня – сестра Раскольникова – в исполнении Майи Слуцкой. Через небольшой по объему актерский материал артистка сумела донести непростую судьбу героини. В роли раздавленной жизнью Катерины Ивановны выступили две артистки: Тамара Кулагина и Нина Чипиженко. С особой силой они играли, каждая в своей манере, «сцену поминок Мармеладова». Роль следователя Порфирия Петровича стала удачей для Л. С. Куклина. Мармеладова сыграл В. В. Копылов. Мать Раскольникова – Пульхерия Александровна – была убедительно сыграна Д. П. Казанской. А. М. Новосельская играла старуху‑процентщицу Алёну Ивановну, а Н. И. Петровский – Разумихина, влюбленного в Дуню.

Очень жалко, что талантливая Валентина Полунина, родившаяся в Грозном, ставшая в этом городе удивительной артисткой, уехав из него, рассталась со своей профессией.

Особое место в постановке Вайнштейна занимала сценография. Усилиями художника был создан выразительный образ Петербурга Достоевского, подчеркивающего и углубляющего мысль режиссёра.

Для постановки героической комедии «Денис Давыдов» был приглашен Борис Гронский, который руководил в тридцатые – сороковые годы Грозненским ТЮЗом, а потом ставил и в русском театре. Пьеса мастера исторической драматургии В. Соловьева была во время войны поставлена на грозненской сцене. Тогда это был спектакль о Кутузове, теперь театр обратился к пьесе о Денисе Давыдове, в которой одним из героев снова стал Кутузов. Пьеса «Денис Давыдов» стала событием и игралась в театре не один сезон. Соавтором Гронского стал Э. Э. Валентинов – художник четкой формы и знания эпохи, создавший на сцене очень точную атмосферу времени и мест действия, и конечно же исполнители. Когда‑то Кутузова играл А. И. Голубев, причём в двух пьесах. В «Давыдове» роль фельдмаршала сыграли два ведущих артиста: Б. К. Казанский и В. Н. Оглоблин. (Причем Оглоблин в это же время играл и Ленина.) Императора Александра на премьере играл Н. И. Петровский, а когда в театре появился Ю. И. Шефер, то роль перешла к нему и стала его удачей. Вообще, Шефер был интересным артистом, которому был подвластен весьма разнообразный репертуар. Настю поочередно играли однокурсницы Т. Малухина и В. Полунина. После ролей Нины в «Маскараде» и Сонечки в «Преступлении и наказании» артисткам достались роли дворовых девушек. Роль самого Дениса Давыдова была отдана Георгию Гладких. Так как спектакль шёл часто, то был нужен второй состав, в котором заглавным героем стал Николай Жирнов, не так давно вступивший в труппу театра. Жирнов вместе с Майей Слуцкой приехали из Магадана, где занимали ведущее положение в труппе. И здесь. в Грозном, почти за двадцать пять лет служения они станут ведущими артистами, получат звания заслуженных артистов ЧИАССР, народных артистов, а потом и заслуженных РСФСР. Всё это время оба будут много играть. Среди их удач Сергей Сорокин и Галина Селищева в пьесе «Затейник» В. Розова.

После недолгого пребывания Вайнштейна в качестве главного режиссёра ему на смену пришёл Евгений Красницкий. К этому времени Евгений Иосифович шестнадцать лет работал в театре как артист, причём очень успешный. В его репертуаре были яркие образы наших современников. Очень любил Красницкий играть в классических постановках, которые часто ставились на лермонтовской сцене. Так началась пора Красницкого – главного режиссёра. Куда проще ставить спектакли, чем руководить театром, то есть думать о занятости труппы, которая всегда бывает недовольна нехваткой работы. Надо было заботиться и о повышении зарплаты артистам и постановочной части, приглашать режиссёров… При Красницком вернулся, правда лишь на одну постановку, Арсений Ридаль. Он поставил к юбилею Горького пьесу «На дне». В спектакле было много актерских удач: Людмила Лысова, игравшая в очередь с Валентиной Плужниковой Василису, была за эту роль удостоена диплома на Всесоюзном смотре, посвященном юбилею драматурга. Режиссёр Красницкий не всегда ставил то, что хотел, – были так называемые «датские» пьесы, которые ставились к определенным датам. Кто их должен был делать? Конечно же главный режиссёр. А более яркую или классическую пьесу приходилось отдавать режиссёру приглашенному. Красницкий – художественный руководитель пытался высоко держать творческую планку коллектива. При нём ярко заявили о себе Галина Афанасьева и Людмила Лысова, Николай Жирнов и Майя Слуцкая, Елена Иванова и Анатолий Душин, Елена Безмогорычная и Юрий Росташанский… Почти десятилетие грозненского театра можно назвать эпохой Евгения Красницкого.

Тщательно работал театр и с национальной драматургией и конечно же с местными авторами: «Это было в Грозном» Е. Ксендзовой, «Мы вернемся, нани!» А. Бокова, «Расплата» А. Мальсагова, «Верить человеку» Н. Музаева…

«Каждая постановка национальной пьесы на сцене русского театра – большое событие культурной жизни республики… И вот – премьера нового произведения ингушской драматургии («Мы вернемся, нани!» Ахмета Бокова). Режиссёр театра Е. Красницкий – оригинально мыслящий художник, тяготеющий к глубоко жизненным конфликтам, независимо от жанра пьесы, будь это драма или комедия. Характеры, созданные в спектакле, объемны, многогранны, за ними угадывается история народа, прошедшего нелёгкий путь гражданского, политического, духовного мужания». (Журнал «Театр» № 2, 1974 год.)

«Я получил истинное наслаждение от знакомства с труппой театра. Это удивительно серьёзный, талантливый, удивительно свежий театр. Я сначала посмотрел на афишу театра и уже сразу порадовался. Вижу, как бьётся и кипит мозг театра над самым главным – над современной темой. Основная задача, которую ставят перед собой актеры, – научить, помочь, спасти. Научить людей разобраться в сложном клубке сегодняшних отношений иногда ещё очень трудной жизни…» (Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР, художественный руководитель Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина И. О. Горбачев.)

Главный режиссёр Евгений Красницкий поставил спектакль «Щит и меч» (В. Кожевников и В. Токарев) о советских разведчиках. Ещё не вышел на экраны фильм Владимира Басова, а грозненцы уже увидели историю Йогана Вайса. Как всегда, спектакль Красницкого оформлял Э. Э. Валентинов. Среди исполнителей были Е. П. Хавричев и П. А. Маштаков (Йоган Вайс), В. С. Белоглазов (Пауль Дитрих), Г. А. Гладких (Генрих Шварцкопф), М. А. Слуцкая (Эльза Вольф) и Р. Х. Исрапилова (Ангелика).

В театре появились два молодых режиссёра – Тенгиз Махарадзе и Игорь Перепёлкин. Махарадзе приехал вместе с женой – молоденькой Татьяной Каратаевой (Махарадзе), которая уже успела поработать в Кировском ТЮЗе. Но так как она не имела специального образования, то в труппу её не приняли. Она стала в театре секретарем. Но… Ах это прекрасное слово «но»!.. Перепёлкин начал ставить пьесу А. Хмелика «Пузырьки», и на главную женскую роль Тани Скрипкиной он позвал Таню Махарадзе (Каратаеву). Так началась, с лёгкой руки Игоря Кузьмича, творческая жизнь замечательной артистки. В Грозном она проработает совсем недолго. Потом были Челябинск (ведущее положение и звание заслуженной артистки РСФСР) и наконец Великий Новгород, где ныне народная артистка России Татьяна Каратаева – любимица города.

Параллельно с «Пузырьками» Махарадзе начал репетировать сложнейшую пьесу Ф.‑Г. Лорки «Дом Бернарды Альба», в которой одиннадцать ролей и все – женские. Какая возможность для театра занять актрис! Тенгиз Махарадзе ставил спектакль о деформации человеческой личности. Главная черта Бернарды (В. Плужникова) – ханжество. Деспотизм и тоталитарность главной героини загубили и «растлили» души её дочерей. И не зря лишь одна Аделла (Т. Малухина) пытается вырваться из‑под материнской опеки. В результате после предательства сестёр она выбрала смерть. Малухина достигала в этой роли большой драматической правды. Атмосфера дома самой Бернарды состояла в рабской покорности и послушании ей и только ей. В придуманном мире живёт её безумная мать Мария Хосефа (Т. Кулагина). Все её незамужние дочери терпят насилие и губят свою жизнь именно в заточении в этом доме: Ангустиас (Т. Ковалёва), Амелия (Р. Погосова), Мартирио (В. Полунина), Магдалена (Н. Надеждина). По законам Бернарды живут и экономка Понсия (Д. Казанская), и Пруденсия (Н. Чипиженко).
А вот отзывы о спектакле «Обыкновенная история» по роману А.И. Гончарова:

«…Успех спектакля в его философской части – в спорах Адуевых. Первую партию здесь ведёт великолепный мастер, народный артист ЧИАССР Е. Красницкий, и его молодой партнёр В. Белоглазов, играющий Александра, содержателен, гораздо более внутренне мобилизован в эпизодах диспута. Тактично, с пониманием нравственного пафоса романа Гончарова играет очень чуткая ансамблевая актриса М. Слуцкая. <…> Режиссёр спектакля И. Перепёлкин продуманно распределяет психологическую нагрузку между основными персонажами, проявляет умение ставить сложные сценические диалоги, полагаясь не на развлекательность, а на логику идей и действительности. Режиссёрская рука чувствуется и в центральном образе постановки… <…> Сашенька Адуев у актёра В. Белоглазова интересен. Это важно, так как и роман, и инсценировка строится всё‑таки как история его судьбы. Почувствовав пародийное начало образа, актёр даёт понять, как декабристские «души прекрасные порывы» переродились в заурядное прекраснодушие», – газета «Лениненц», г. Иваново, 1968 год.

«…Кажется, этот спектакль был бы невозможен, не окажись в составе театра таких великолепных актёров, как народный артист ЧИАССР Е. И. Красницкий и молодой, очень разносторонний актёр В. С. Белоглазов, настолько одушевлены в их исполнении Пётр Иванович и Александр Адуевы. Зритель ощущает радость узнавания сложившегося собственного виденья героя с его реальным воплощением сегодня, сейчас. <…> Мы видим Адуева‑старшего и удивляемся, как многое мы не заметили, читая роман. <…> Трагедию несбывшихся надежд мы прочитали в роли Елизаветы Александровны, очень сдержанно, в благородной манере сыгранной актрисой М. А. Слуцкой. Жертвой иных обстоятельств времени предстаёт перед зрителями Юлия Павловна Тафаева в исполнении эмоциональной и очень женственной актрисы А. И. Константиновой. Заслуженная артистка ЧИАССР Н. Ф. Чипиженко в небольшой роли Марии Михайловны Любецкой показала такое многообразие жизненных наблюдений, что созданный ею образ приобрёл глубокое значение в раскрытии замысла драматурга и режиссуры», – газета «Знамя», г. Калуга, 1970 год.

Естественно, были сравнения исполнения ролей Адуевых Евгением Красницким и Владимиром Белоглазовым с работами Михаила Козакова и Олега Табакова в спектакле московского «Современника». Но в Грозном был свой, не «подражательный», спектакль. И многие, видевшие тот и другой часто отдавали предпочтение, по глубине, спектаклю театру им. Лермонтова. Это была дипломная работа Игоря Перепёлкина. Именно этот спектакль был награжден Дипломом I степени Всероссийского театрального фестиваля, посвященного 60‑летию Великой Октябрьской революции. В постановке будут меняться исполнители, но бессменными останутся Евгений Красницкий, Владимир Белоглазов и Майя Слуцкая. На долгие годы спектакль станет визитной карточкой театра.
К очередной дате Е. И. Красницкий поставил пьесу А. Штейна «Между ливнями», где роль Ленина сыграли Л. С. Куклин и В. Н. Оглоблин. Самой заметной ролью в спектакле оказалась бывшая баронесса, а ныне сторожиха склада, которую ярко, почти гротескно играли Т. Е. Кулагина и Н. Ф. Чипиженко.

Махарадзе выпустил пьесу К. Симонова «Русские люди». Грозненский театр в сороковые уже её ставил, и она имела успех. В конце шестидесятых пьеса так сильно не прозвучала, хотя в ней были актерские удачи, например, в исполнении положительных героев: Н. П. Жирнов – Сафонов; Н. Ф. Чипиженко в роли его матери Марфы Петровны; Т. И. Малухина – Валя; М. А. Слуцкая – Шура и Г. А. Гладких – Глоба. К сожалению, роли предателей и фашистов были схематичны, что не давало возможности актерам сыграть их убедительно.

Игорь Перепёлкин предложил зрителям свою версию пьесы В. Гюго «Мария Тюдор». В советское время её ставили очень редко. Я даже не могу назвать театры, где ею заинтересовались бы. Но здесь есть что играть: две замечательные женские роли и десяток мужских. Спектакль грозненцев был очень красивым. Художник Эрик Валентинов не поскупился на красочность. Все артисты были роскошно одеты. Это было время, когда в моду входили пьесы Э. Радзинского, зрители приходили, причём с интересом, смотреть спектакли по пьесам А. Арбузова, В. Розова, появился А. Вампилов. Зачем же Перепёлкину понадобился спектакль о Марии Кровавой. Наверное, потому что это 68‑й год, когда в Чехословакию вступили советские войска, а в театральных подвалах стали появляться различные театры‑студии, в спектаклях которых зритель мог увидеть себя со стороны – с собственным жаргоном, одеждой и мировоззрением. Это всё уже стало приходить в жизнь. Перепёлкин был воспитанником выдающегося мастера XX века Георгия Александровича Товстоногова и видел, как тот ставил «Три сестры» А. Чехова в Ленинградском БДТ – спектакль, где все (ВСЕ!!!) актеры играют на уровне гениальности. Татьяна Доронина, Эмма Попова и Зинаида Шарко (Маша, Ирина, Ольга), Олег Басилашвили, Ефим Копелян и Людмила Макарова (Андрей, Вершинин, Наташа)… Игорь Перепёлкин научился у Товстоногова работать с актёрами, что было чрезвычайно важно для театра той поры. Наступило время формы спектаклей. Это было интересно и необходимо, но существовал ещё и психологический театр, которым была знаменита русская сцена. Так вот Перепёлкин попытался после удачи с «Обыкновенной историей» продолжить это направление на грозненской сцене. И ему это удалось. При чётком, даже можно сказать графическом, решении персонажей, режиссёром были раскрыты образы непростой драмы Гюго. И снова блистательный актерский ансамбль: В. Плужникова (Мария); В. Полунина, И. Чипиженко (Джейн); Н. Жирнов, Г. Гладких (Гильберт); А. Поздоровкин, К. Челомбитько, Ю. Шефер (Фабиано Фабиани); В. Оглоблин (Симон Ренар); Б. Казанский (Джошуа Фарнеби); Л. Куклин, Н. Жирнов (Неизвестный).

Для постановки пьесы М. Горького «На дне» в театр снова пригласили Арсения Григорьевича Ридаля. Ему и театр, и труппа были хорошо знакомы. Правда, за это годы в театре появилось много интересных актёров. Спектакль было решено выпустить ко Дню театра, то есть к 27 марта. Как говорили большие мастера: «Девяносто процентов успеха – это правильное распределение ролей». Для оформления режиссёр пригласил опытнейшего художника театра Э. Э. Валентинова. Для Ридаля было важно всё: и пространство сцены, и исполнители. Пьеса Горького собрала цвет труппы, причём многие роли игрались в два состава. Хозяин ночлежки, где живут все персонажи, откуда уходят и куда возвращаются, в исполнении Е. К. Колосовского был желчным, ядовитым стариком. Его жена Василиса – разбитная бабёнка, всё время следящая за своим любовником Васькой Пеплом и ищущая его. Л. А. Лысова и В. И. Плужникова играли её по‑разному: Василиса Лысовой была хозяйкой во всём и везде, а Василиса Плужниковой напоминала скорее Настю. Зритель и критика отдавали предпочтение Лысовой, которая именно за эту роль на Всесоюзном фестивале, посвященном юбилею М. Горького, получила почетный диплом и звание лауреата. Младшую сестру Василисы – Наташу – сыграли Т. А. Ковалёва и Т. И. Малухина. Н. П. Жирнов был настоящим героем в роли Васьки Пепла и было понятно, почему именно его полюбила Василиса. Роль мечтательной Насти‑проститутки, романтичной и беззащитной, стала удачей и для М. А. Слуцкой, и для В. Е. Полуниной. Стоит назвать Е. И. Красницкого, игравшего Актёра, повесившегося в финале спектакля, и Г. А. Гладких – Барона, Настиного сутенера, таскающего на базар пельмени Квашни. Но центром спектакля стал старик Лука в исполнении Л. С. Куклина.
В каждом театре есть спектакли, которые любят сами актеры. Такой стала для труппы грозненского театра постановка инсценировки одноименного романа Юрия Германа о враче Владимире Устименко, для которого высшее благо – бескорыстное служение людям. Спектакль «Дело, которому ты служишь» долго оставался в репертуаре театра. И все те годы, что он шел, бессменным исполнителем главной роли был Георгий Гладких: «…Мне очень дорог образ Владимира Устименко. Кажется, я сумел зажить его мыслями, заволноваться его мечтами, почувствовать боль его утрат, ощутить огромную любовь к хорошим людям и ненависть к врагам. Мой Устименко не идеальный герой, его максимализм иногда оборачивается для других горечью. Но потому он и многогранен. Он живой человек. И этим он мне дорог». Георгий Андреевич Гладких – актёр огромного гражданского темперамента. Каждая сыгранная им роль, яркая по краскам, тонкая по психологическому рисунку, имела общественное звучание. Актёр прекрасно соединял в своем творчестве вдохновение с работой разума и мастерством формы. Это делало все его образы, созданные в театре, многогранными. В какой‑то мере Щеглов из пьесы «Пощечина» С. Михалкова (реж. Г. Г. Чодришвили) продолжил созданную Гладких галерею образов людей 60–70‑х годов. Щеглов – современный ученый, человек, одержимый научным поиском, но не стереотипный профессор‑чудак, а волевой человек, осознающий важность нравственных устоев в своей работе. Гладких в этом трафаретной роли не повторил Устименко, найдя новые краски для сатирической пьесы Михалкова. Спектакль «Дело, которому ты служишь», поставленный Е. И. Красницким, на Всесоюзном смотре театрального искусства был награжден дипломом. Конечно, Гладких не один играл в этих постановках. В обоих спектаклях был замечательный актерский ансамбль. В первом: А. И. Константинова (Варя), Б. К. Казанский (Богословский), М. А. Слуцкая (Люба), Г. А. Афанасьева (Павла), Т. Е. Кулагина и Л. А. Лысова (Горбонюк), Н. П. Жирнов (дед Мефодий)… В «Пощечине»: В. Панов и Ю. Карасев – в роли любимого ученика Щеглова Скуратова оба играли его человеком «свободным от нравственных предрассудков». Позиция режиссёра «Пощечины» Г. Г. Чодришвили была проявлена достаточно четко. Это обусловило во многом определенность звучания актерского ансамбля: Н. Ф. Чипиженко (Суходольская), Т. Е. Кулагиной и В. И. Плужниковой (Щеглова), И. Г. Чипиженко (Соня), В. С. Белоглазова (Алексей), Н. П. Жирнова (Бабаян). По сегодняшним меркам, репертуар театра семидесятых был разнообразным. Наряду с советскими пьесами, в театре ставили Т. Уильямса, В. Гюго, А. Н. Островского… В. Н. Оглоблин и Н. П. Жирнов замечательно сыграли в сложнейшей пьесе Л. Леонова «Нашествие», поставленной М. М. Солцаевым. Но были и спектакли‑однодневки: «Верните бабушку» В. Мхитаряна и «Неравный брак» Б. Рацера и В. Константинова (режиссер обоих спектаклей Н. М. Тайц), «Парижский жених», «Андро и Сандро» Г. Хугаева (постановка И. С. Петровского)… Такие пьесы были всегда нужны театру – они порой «кормили» его на выездных спектаклях, – но рядом с настоящей драматургией, конечно, проигрывали.

Раз речь зашла о труппе, то нужно сказать, что в шестидесятые– семидесятые актерский состав был сильным: Г. А. Гладких, Н. Ф. Чипиженко, Т. Е. Кулагина, В. Н. Оглоблин, вырос в настоящего мастера В. С. Белоглазов, в середине шестидесятых в труппе появились М. А. Слуцкая и Н. П. Жирнов, вернулся Л. С. Куклин (он стоял у истоков театра, а до этого был артистом Грозненского ТЮЗа), И. Г. Чипиженко, Е. П. Хавричев, Г. А. Афанасьева, Л. А. Лысова, Ю. И. Шефер и М. А. Коробчанская… Из Еревана в театр вернулись В. И. Плужникова и А. В. Поздоровкин. Ярко заявили о себе молодые – Е. Безмогорычная, Н. Жаков, В. Смирнов, Т. Тинаева, Ю. Росташанский, Е. Иванова, А. Душин, А. Демидов, А. Константинова…